|
|
|
Катастрофа Г-1 Якутской авиагруппы ГВФ в Вилюйске |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 14 августа 1942 г.
Время: 15:05
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, Вилюйск
Тип ВС: Г-1
Регистрация ВС: СССР-Н285
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутская авиагруппа ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
14 августа 1942 г. в 09:00 мск пилот транспортного отряда Якутской авиагруппы ГВФ, совершая очередной рейс Якутск – Сунтары, прибыл на самолете Г-1 Н-285 в гидропорт Вилюйск.
Сделав круг и определив направление и место посадки, пилот нормально приземлился. Самолет коснулся воды и шел на реданах обоих поплавков. Примерно через 100 м пробег самолет налетел правым поплавком на скрытый под поверхностью воды плавучий мертвяк.
Вся носовая часть правого поплавка до передней опоры ударом была отбита, отскочила в сторону и уплыла по течению. Самолет развернуло вправо почти на 90° и бросило на нос. Стойки шасси от 100% погашения скорости все сломались, левый поплавок откинулся назад и лег боком под центропланом, пяткой к кабине Ф-3. Оставшаяся часть правого поплавка, также на боку, легла продольно вдоль ребра обтекания центроплана и правого крыла. Кабина Ф-1 от удара в каменистое дно на глубине 2,5 м была полностью разбита.
Оба пилота и находившийся позади них бортмеханик выскочили через люк пилотской кабины. Пассажиры вышли через передний люк центроплана, никто из них не пострадал. В это же время слева от Ф-1 показалась голова бортрадиста, летевшего в этой кабине. Пилот схватил его за шлем, но шлем остался у него в руке, а бортрадист скрылся под водой. Вслед за этим бортрадист вынырнул позади правого крыла. Течением его быстро сносило, на поверхности была видна только его голова. Пилот закричал экипажу, чтобы раздевались спасать и разделся сам. Но в это время в воду бросился быстро раздевшийся бортмеханик, догнал бортрадиста, когда тот был от самолета метрах в 50 ниже по течению. Но так как никто больше в воду броситься не рискнул, бортмеханик один на глубоком и сильном течении спасти бортрадиста не сумел. Бортрадист плыл все время стоя, слабо работая руками. Бортмеханик не давал ему себя обхватить, чтобы не быть парализованным и не утонуть вместе. Когда к ним уже подходил катер порта, метрах в 300 от самолета бортрадист исчез под водой. Найти его с катера не удалось. Помощи с берега оказано не было, хотя возле пристани стояли люди у пустых лодок, а одна из них даже пересекала в это время реку. Имевшийся на борту самолета клиппербот остался затопленный в крыле и достать его было нельзя.
В последующие дни вода на реке Вилюй достигла небывало высокого уровня, затопив самолет до верха киля, на 5 м над плоскостями. Установленные для подъема самолета треноги с балками были водой снесены. Сдвинуть самолет с места, чтобы подтянуть к берегу тягой буксирного парохода не удалось. Самолет оставлен на месте до ледостава, после чего будет поднят талями на лед. Целесообразность ремонта и размер убытка будут определены после подъема.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
1 |
Пассажиры |
7 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
посадка или пробег |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Г-1 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Н285 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.09.1930 |
Заводской номер ВС |
651 |
Наработка ВС (часы) |
2172 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Якутская авиагруппа ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Якутск |
Пункт назначения |
Вилюйск |
Начальный пункт маршрута |
Якутск |
Конечный пункт маршрута |
Сунтар |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основной причиной катастрофы является:
а) невозможность видеть ни с берега, ни с воздуха (при нештилевой погоде) затонувшего, но не осевшего на дне плавучего препятствия – мертвяка;
б) проходивший в это время период бурного подъема воды, достигшей небывалого за много лет уровня.
Виновники: В силу указанных выше обстоятельств, ни командира корабля, ни начальника Вилюйского порта виновными в произошедшей катастрофе признать нельзя. Но следует отметить, что, если бы пилотами, умеющими плавать, была проявлена решимость спасти, по-видимому, раненого бортрадиста и, хотя бы один из них также бросился бы в воду, бортрадист был спасен, так как вдвоем даже на быстром и глубоком течении можно было сделать то, что оказалось непосильным одному.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|