|
|
|
Катастрофа Ан-26 Таджикского УГА близ Алма-Аты |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 06 марта 1987 г.
Время: 19:08
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, 56 км восточнее а/п Алма-Ата
Тип ВС: Ан-26
Регистрация ВС: CCCP-26007
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Таджикское УГА, Ленинабадский ОАО
расшифровка переговоров
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 292 летного отряда выполнял грузовой спецрейс по маршруту Ленинабад – Бийск – Алма-Ата – Ленинабад. После загрузки в а/п Бийск 3 600 кг груза вылет был произведен в 13:06 мск. На борту находились 5 членов экипаж и 4 сопровождающих груз. В процессе полета на эшелоне 6 000 м экипажем были допущены отклонения в расчете времени пролета контрольных пунктов трассы – пролет Усть-Каменогорска на 5 мин. раньше, Уш-Тобе на 7 мин. позже, Евгеньевка на 4 мин. раньше расчетного времени. В 16:02 экипаж доложил диспетчеру подхода а/п Алма-Ата о входе в зону, расчетном времени пролета Евгеньевки в 16:10 и прибытии на схему в 16:20. Диспетчер передал экипажу удаление – 70 км с азимутом 50°, сообщил посадочный курс 232° и разрешил занимать высоту 3 600 м на ОПРС Евгеньевка. Время пролета Евгеньевки и прибытия на схему экипажем скорректировано не было. В момент входа в зону аэродрома самолет находился в 1,5 км восточнее трассы. Однако, ни экипаж, ни диспетчер подхода не приняли мер по выявлению и устранению бокового уклонения самолета. В результате он продолжил полет параллельно трассе. Непосредственно перед пролетом поворотного пункта Евгеньевка траверзом, левее 6 км, в 16:05 экипаж получил команду диспетчера о занятии высоты 2 400 м и следовании к четвертому развороту, которую он подтвердил, но выполнил лишь в части занятия высоты и продолжал полет, не меняя курса, в сторону горного массива. Это привело к усложнению условий полета. Диспетчер подхода не убедился в выполнении экипажем команды на следование к четвертому развороту и в течение более чем двух минут не осуществлял непрерывного контроля за движением самолета. В результате ошибочных действий членов экипажа и диспетчера подхода самолет вышел за пределы трассы и ограничительного пеленга и возникла аварийная ситуация. В 16:08:19 экипаж доложил занятие 2 400 м. За 23 сек. до происшествия диспетчер обнаружил самолет в местнике за пределами трассы и ограничительного пеленга (74°) и дважды (в 16:08:23 и в 16:08:33) дал указание на доворот вправо, которое экипажем не было принято из-за плохой радиосвязи и не выполнено. В 16:08:40, за 6 секунд до происшествия, указание диспетчера взять поправку вправо было ретранслировано экипажем другого самолета и принято экипажем Ан-26. К этому времени, вследствие незнания экипажем своего точного местонахождения, ухудшения радиосвязи и радиолокационного опознавания в горной местности, а также пассивных действий диспетчера по выводу самолета из опасной зоны после его обнаружения по радиопеленгатору, ситуация переросла в катастрофическую и благополучный исход полета стал невозможен. В 16:08:46 (через 1 мин 47 сек после выхода за пределы ограничительного пеленга), продолжая прямолинейный горизонтальный полет в облаках, самолет в полетной конфигурации столкнулся со склоном горы на высоте 2 370 м на удалении 56 км от КТА с азимутом 88° и полностью разрушился. Превышение гребня горы над точкой столкновения составляло 22 м.
По контрольному замеру в 16:25 фактическая погода была: облачность 10/10 баллов, слоисто-кучевая высотой 600 м, ветер 270° 4 м/с, видимость 10 км.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
4 |
4 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-26 |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-26007 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.06.1980 |
Заводской номер ВС |
9901 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Таджикское УГА, Ленинабадский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Бийск |
Пункт назначения |
Алма-Ата |
Начальный пункт маршрута |
Бийск |
Конечный пункт маршрута |
Ленинабад |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы:
1) В полете экипаж активного самолетовождения не осуществлял, имеющиеся бортовые и наземные навигационные средства использовал некомплексно, команду диспетчера на следование к четвертому развороту не выполнил, а продолжал полет с прежним курсом в сторону гор, уклонившись от установленной трассы и не зная своего точного местонахождения.
2) Предварительная подготовка к этому полету была проведена накануне без участия необходимых специалистов летного отряда и учета особенностей полета в горной местности через ОПРС Евгеньевка и в районе а/п Алма-Ата. Несмотря на малый опыт полетов штурмана, в нарушение НПП ГА-85, тренировка на тренажере в данном составе экипажа по схеме а/д Алма-Ата не проведена.
3) В нарушение требований НСД ГА-81 и НПП ГА-85 диспетчер подхода не проконтролировал выполнение экипажем маневра к четвертому развороту для захода на посадку, непрерывного управления самолетом не осуществлял, уход самолета за пределы границ коридора и ограничительного пеленга своевременно не определил, активных мер по выводу самолета на аэродром не принял, а руководитель полетов, осуществляя непосредственное УВД на рабочем месте диспетчера круга, не организовал должного контроля за работой смены. Инструктаж смены перед заступлением на дежурство проведен не в полном объеме. Не был выполнен розыгрыш ситуации УВД в горной местности.
4) Структура воздушного пространства аэроузла и установленная схема маневрирования в районе аэродрома имеют отклонения от действующих нормативных документов. Инструкция по производству полетов аэроузла и аэродрома требует доработки в соответствии с ОПП-85 и НПП ГА-85.
Заключение: причиной катастрофы явились нарушения правил полетов экипажем, пассивное управление самолетом диспетчером подхода и несовершенство структуры воздушного пространства в районе аэроузла Алма-Ата. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|