|
|
|
Катастрофа Ил-4 12-й ОАГ ГВФ в Чашинском районе Челябинской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 30 апреля 1942 г.
Время: 13:23
Страна: СССР
Место происшествия: Челябинская область, Чашинский район, р-н дер. Житниково
Тип ВС: Ил-4
Регистрация ВС: 4
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: 12-я особая авиагруппа ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 12-й ОАГ ГВФ Титлов М.А. (в послевоенные годы – знаменитый летчик Полярной авиации) выполнял перегон самолета Ил-4 №7513 в составе группы. После 2,5 часов полета по маршруту Омск – Свердловск на высоте 2300-2500 м при хорошей погоде и неограниченной видимости самолет Титлова, идущий в составе эскадрильи ведущим правого звена, перешел в пикирование, продолжавшееся 800-1000 м. Пилот пытался вывести его штурвалом, но этого было недостаточно, несмотря на то, что еще перед самым началом пикирования триммер был выбран полностью и штурвал был взят на себя, но не до отказа из-за большой нагрузки. Затем самолет сам начал выходить из пикирования и пилот начал давать триммер до нейтрального положения, то есть, до положения горизонтального полета. Подходя к линии горизонтального полета, самолет перешел в стремительное вращение. Сделав не более трех витков, пилот убедился, что самолет больше неуправляем, и принял решение выброситься на парашюте. Не предприняв никаких мер для выполнения этого решения, пилот очутился в воздухе вне самолета. Пролетев метров 500, Титлов открыл парашют. В воздухе он хорошо видел падающий центроплан с плоскостями и отдельно хвостовую часть самолета, который развалился в воздухе. В 11:23 мск самолет упал на землю в районе дер. Житниково Чашинского района Челябинской области. Находившиеся на борту инженер эскадрильи и бортмеханик-радист погибли. Инженер АЭ парашют не раскрывал и погиб, вероятно, от удара по голове в момент разрушения самолета в воздухе, так как в его руке осталась зажатой еда, которую он кушал в полете. Бортмеханик в полете парашют не надел и воспользоваться им при разрушении самолета не имел возможности. Пилот благополучно приземлился на парашюте, получив легкие травмы при разрушении самолета.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
1 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
4 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1942 |
Заводской номер ВС |
7513 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
3425 3464 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
12-я особая авиагруппа ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Омск |
Пункт назначения |
Свердловск (Кольцово) |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причинами катастрофы явились:
1) Потеря управляемости самолетом в горизонтальном полете с последующим его выходом в пикирование, затем, при производстве выхода из пикирования – разрушение самолета в воздухе.
2) Катастрофы самолетов Ил-4, вызванные потерей управляемости с последующим входом самолета в пикирование имели место и раньше (зафиксировано 6 подобных катастроф).
3) Экипаж виновником катастрофы не является.
4) Есть основания предполагать, что самолеты Ил-4 имеют конструктивный или производственный дефект, обнаружить который при 100%-ном разрушении данного самолета не представилось возможным. По мнению единственного оставшегося в живых пилота Титлова, в самолете происходит деформация хвостовой части, вследствие чего управление самолетом нарушается.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|