|
|
|
Катастрофа Ан-2ТП Сасовского ЛУ ГА в районе а/д Пителино |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 27 июля 1974 г.
Время: 01:43
Страна: СССР
Место происшествия: Рязанская область, 4,5 км севернее а/д Пителино
Тип ВС: Ан-2ТП
Регистрация ВС: CCCP-35029
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Сасовское ЛУ ГА
|
|
|
|
|
Описание |
На аэродроме Пителино Сасовского летного училища ГА проводились ночные учебные полеты с курсантами в соответствии с упражнением №4 задачи №6 КУЛП Ан-2 -71 г. Пилот-инструктор Шведов И.И. (здесь и далее все фамилии изменены) и курсанты 5 авиаотряда выполняли полет на самолете Ан-2 №35029. Шведов занимал левое сиденье, курсант Денисов М.В. – правое сиденье, курсант Малышев В.А. находился в пассажирской кабине. Упражнением было предусмотрено: отработка активного полета с использованием РТС, визуальные заходы с использованием ОСП, виражи с креном 15-30° и выполнение стандартных разворотов.
Взлет произведен в 01:24. После взлета экипаж занял высоту 1 500 м над стартом и приступил к выполнению задания. Через 5-6 минут после занятия заданной высоты руководитель полетов (РП) и наблюдающие за полетом со старта курсанты заметили резкое снижение самолета с высоты 500-600 м. Двигатель при этом работал на повышенном режиме. Докладов от экипажа не было, на вызовы РП он не отвечал. Продолжая снижение с правым разворотом, самолет в 01:43 столкнулся с землей на ржаном поле в 200 м от деревни Темирево, в 4,5 км севернее а/д Пителино. Удар о землю произошел с работающим двигателем, с правым креном 45-50°, с незначительным углом тангажа, с большой вертикальной скоростью снижения (около 6-7 м/с), на приборной скорости около 200 км/ч. Самолет полностью разрушился, его части были разбросаны на значительном расстоянии. Экипаж погиб.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
полет по кругу |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2ТП |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-35029 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
23.09.1969 |
Заводской номер ВС |
1G109-35 |
Наработка ВС (часы) |
1865 |
Наработка ВС (циклы) |
8681 |
Силовая установка |
К 1514004 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Сасовское ЛУ ГА |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Пителино |
Пункт назначения |
Пителино |
Начальный пункт маршрута |
Пителино |
Конечный пункт маршрута |
Пителино |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено, что к посадке экипаж не готовился: фары не включал, ракетницу не использовал, закрылки не выпускал. Анализ барограммы показал, что экипаж до последнего момента пытался вывести самолет из правого крена и прекратить снижение – повышение режима работы двигателя отмечается дважды, на высоте 500 м и 100 м. При снижении экипаж не мог не видеть ночного старта на аэродроме и уличных огней н.п. Пителино и Темирево, так как видимость была хорошей и исключала потерю пространственного положения экипажем.
При осмотре частей разрушенного самолета обнаружено, что триммер элерона левого крыла полностью отклонен вверх. Проведенная комиссией имитация аварийного полета с полностью отклоненным триммером элерона вверх показал, что при выполнении правого виража с креном 30° при работе двигателя на режиме горизонтального полета создаются энергичные кренящий и разворачивающий моменты. Несмотря на меры, принимаемые для вывода самолета из создавшегося положения, и приложение максимальных физических усилий на рули, крен самолета увеличивался до 45° и более. Положение штурвала влево до отказа полностью крена не устраняет. Самолет переходит в скольжение с нарастанием вертикальной скорости снижения до 10 м/с и ростом приборной скорости более 230 км/ч. При уборке газа вертикальная скорость снижения уменьшается до 6-7 м/с, а приборная скорость до 140 км/ч и менее. При даче газа приборная скорость вновь возрастает до 240 км/ч, а вертикальная скорость снижения устанавливается в пределах 5 м/с. Создается своеобразный свистящий шум, что соответствует шуму, который создавал (по показаниям очевидцев) самолет, потерпевший катастрофу. Зашкаливание авиагоризонтов и запаздывание показаний вариометров при таких эволюциях, а также большие усилия на штурвале, затрудняют или даже делают невозможным в ночных условиях вывести самолет из создавшегося положения, если срабатывание триммера произошло неожиданно.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы явилось отклонение триммера элерона левого крыла полностью вверх при выполнении правого виража, что вызвало резкое увеличение крена и снижение самолета.
Отклонение триммера вверх могло произойти из-за самопроизвольного срабатывания электрической схемы управления триммером. Нажимной переключатель триммера элерона ПНГ-15, автомат защиты сети триммера элерона (АЗС-5), электромеханизм управления элероном УТ-6Д, часть элерона с отклоненным триммером, направлены в ГосНИИ ГА (результаты исследования в материалах дела отсутствуют).
Отклонение триммера вверх могло произойти также из-за ошибочных действий экипажа.
Сопутствующие причины:
- несвоевременные действия пилота-инструктора по предотвращению входа самолета в глубокую спираль;
- неправильные действия экипажа при приближении к земле (не включены посадочные фары, не применена ракетница, не выключено зажигание двигателя).
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Фото публикуется с разрешения автора. |
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|