Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2ТП Сасовского ЛУ ГА в районе а/д Пителино
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 июля 1974 г.
Время:  01:43
Страна:  СССР
Место происшествия:  Рязанская область, 4,5 км севернее а/д Пителино
Тип ВС:  Ан-2ТП
Регистрация ВС:  CCCP-35029
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Сасовское ЛУ ГА
 


Описание
    На аэродроме Пителино Сасовского летного училища ГА проводились ночные учебные полеты с курсантами в соответствии с упражнением №4 задачи №6 КУЛП Ан-2 -71 г. Пилот-инструктор Шведов И.И. (здесь и далее все фамилии изменены) и курсанты 5 авиаотряда выполняли полет на самолете Ан-2 №35029. Шведов занимал левое сиденье, курсант Денисов М.В. – правое сиденье, курсант Малышев В.А. находился в пассажирской кабине. Упражнением было предусмотрено: отработка активного полета с использованием РТС, визуальные заходы с использованием ОСП, виражи с креном 15-30° и выполнение стандартных разворотов.
    Взлет произведен в 01:24. После взлета экипаж занял высоту 1 500 м над стартом и приступил к выполнению задания. Через 5-6 минут после занятия заданной высоты руководитель полетов (РП) и наблюдающие за полетом со старта курсанты заметили резкое снижение самолета с высоты 500-600 м. Двигатель при этом работал на повышенном режиме. Докладов от экипажа не было, на вызовы РП он не отвечал. Продолжая снижение с правым разворотом, самолет в 01:43 столкнулся с землей на ржаном поле в 200 м от деревни Темирево, в 4,5 км севернее а/д Пителино. Удар о землю произошел с работающим двигателем, с правым креном 45-50°, с незначительным углом тангажа, с большой вертикальной скоростью снижения (около 6-7 м/с), на приборной скорости около 200 км/ч. Самолет полностью разрушился, его части были разбросаны на значительном расстоянии. Экипаж погиб.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2ТП
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-35029
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.09.1969
Заводской номер ВС 1G109-35
Наработка ВС (часы) 1865
Наработка ВС (циклы) 8681
Силовая установка К 1514004


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Сасовское ЛУ ГА
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Пителино
Пункт назначения Пителино
Начальный пункт маршрута Пителино
Конечный пункт маршрута Пителино


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что к посадке экипаж не готовился: фары не включал, ракетницу не использовал, закрылки не выпускал. Анализ барограммы показал, что экипаж до последнего момента пытался вывести самолет из правого крена и прекратить снижение – повышение режима работы двигателя отмечается дважды, на высоте 500 м и 100 м. При снижении экипаж не мог не видеть ночного старта на аэродроме и уличных огней н.п. Пителино и Темирево, так как видимость была хорошей и исключала потерю пространственного положения экипажем.
    При осмотре частей разрушенного самолета обнаружено, что триммер элерона левого крыла полностью отклонен вверх. Проведенная комиссией имитация аварийного полета с полностью отклоненным триммером элерона вверх показал, что при выполнении правого виража с креном 30° при работе двигателя на режиме горизонтального полета создаются энергичные кренящий и разворачивающий моменты. Несмотря на меры, принимаемые для вывода самолета из создавшегося положения, и приложение максимальных физических усилий на рули, крен самолета увеличивался до 45° и более. Положение штурвала влево до отказа полностью крена не устраняет. Самолет переходит в скольжение с нарастанием вертикальной скорости снижения до 10 м/с и ростом приборной скорости более 230 км/ч. При уборке газа вертикальная скорость снижения уменьшается до 6-7 м/с, а приборная скорость до 140 км/ч и менее. При даче газа приборная скорость вновь возрастает до 240 км/ч, а вертикальная скорость снижения устанавливается в пределах 5 м/с. Создается своеобразный свистящий шум, что соответствует шуму, который создавал (по показаниям очевидцев) самолет, потерпевший катастрофу. Зашкаливание авиагоризонтов и запаздывание показаний вариометров при таких эволюциях, а также большие усилия на штурвале, затрудняют или даже делают невозможным в ночных условиях вывести самолет из создавшегося положения, если срабатывание триммера произошло неожиданно.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось отклонение триммера элерона левого крыла полностью вверх при выполнении правого виража, что вызвало резкое увеличение крена и снижение самолета.
    Отклонение триммера вверх могло произойти из-за самопроизвольного срабатывания электрической схемы управления триммером. Нажимной переключатель триммера элерона ПНГ-15, автомат защиты сети триммера элерона (АЗС-5), электромеханизм управления элероном УТ-6Д, часть элерона с отклоненным триммером, направлены в ГосНИИ ГА (результаты исследования в материалах дела отсутствуют).
    Отклонение триммера вверх могло произойти также из-за ошибочных действий экипажа.
    Сопутствующие причины:
    - несвоевременные действия пилота-инструктора по предотвращению входа самолета в глубокую спираль;
    - неправильные действия экипажа при приближении к земле (не включены посадочные фары, не применена ракетница, не выключено зажигание двигателя).
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото публикуется с разрешения автора.
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.