В 05:00 мск экипаж Якутской авиагруппы ГВФ вылетал в обратный рейс в Якутск из а/п Алдан. Пилот получил указание дежурного по аэропорту взлетать с северного конца ВПП, укатанного по размеру 1200х200 м и имеющего к югу подъем 2,3%. Внизу, в долине аэродрома, между гор, была легкая тяга воздуха с юга, почти полный штиль. После запуска, прогрева и пробы моторов пилот с места стоянки вырулил на ВПП, но здесь, вопреки указанию дежурного по аэропорту и сигнала стартера с северного конца ВПП повернул к южному концу, дошел до него, развернулся и начал взлет с юга на север. Работая в начале разбега штурвалом подъемника стабилизатора, пилот, имея небольшой рост, вынужден был при этом сильно нагибаться в своей кабине. Это привело к отвлечению его внимания от контроля за направлением взлета, самолет уклонился от взятого направления взлета влево и вышел за пределы укатанной полосы, обозначенной ёлками, на рыхлый снег глубиной 50-60 см. Пилот взлет не прекратил, только выровнял направление разбега параллельно полосе и начал подрывать самолет в воздух. У самого конца полосы это ему удалось на скорости после отрыва от земли около 115 км/ч. Впереди была низина со строениями, телефонными и высоковольтными линиями, и за ними плавный подъем с гребнем, имеющим на расстоянии около 2 км от аэродрома превышение относительно аэродрома около 150 м. Имея над долиной малую высоту и недостаточную для разворота скорость, пилот принял решение идти прямо и дал моторам форсированные обороты. Гребень горы он перешел на высоте 1,5 – 2 м над ним. Но здесь самолет был подхвачен попутным нисходящим потоком воздуха. Самолет броском снизило за крутой противоположный склон горы и он сразу же начал задевать вершины леса. Первыми были срублены вершины двух елей. Теряя скорость, самолет еще больше снизился. В 100 м от них он ударился левым крылом о лиственницу диаметром 30 см у комля, сбил ее и отбросил ствол дерева на 35 м вперед. Удар полностью снёс левое крыло самолета, которое упало в 55 м от расщепленного пня лиственницы. Самолет начал опрокидываться на левый мотор и в 30 м от упавшего крыла врезался на ребро остатками левого крыла, центропланом и левым мотором в землю, пробороздил 20 м, снес мотор и опрокинулся на «спину». Боковым ударом о дерево при перевороте фюзеляж позади пассажирской кабины полностью перебит надвое. Пилот погиб, бортмеханик-радист и 2 из 3 пассажиров (2 взрослых и 1 ребенок) получили ушибы. Катастрофа произошла в 05:03 мск в 2,5 км от аэропорта Алдан.
|