 |
 |
 |
Катастрофа СП Восточно-Сибирского управления ГВФ в Усть-Куте |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 26 августа 1944 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Иркутская область, Усть-Кутский район, дер. Паново, район Усть-Кута
Тип ВС: СП
Регистрация ВС: СССР-Л3153
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское управление ГВФ
|
|
|
 |
|
Описание |
Пилот 233 авиаотряда ВСУ ГВФ получил задание от Лесавиа перевезти ст. штурмана Лесавиа Соболоеву из Жигалово в Усть-Кут. Полет из Усть-Кута до Жигалово прошел нормально. В Жигалово, на вопрос авиатехника «Какие указания будут по самолету и мотору?» пилот ответил, что они в хорошем состоянии, делать ничего не нужно, только дозаправить самолет и установить в среднюю кабину сиденье, снятое в предыдущем полете для размещения груза.
В среднюю кабину сел пассажир, в заднюю кабину села штурман Соболева. Около 16 часов местного времени пилот произвел нормальный взлет. Из груза на борту была только пустая банка из под горючего весом 1 кг и деревянный винт самолета СП, а также багаж пассажиров 10 кг и 80 кг горючего.
Набрав высоту 400 м, пилот лег на курс на Усть-Кут. В пути пилот держал скорость по прибору 80 км/ч. Штурман Соболева, закончившая летный курс в аэроклубе и являющаяся авиационно грамотной, дважды писала ему записки, требуя увеличения скорости, но увеличения скорости не добилась. Пилот упорно продолжал лететь со скоростью 80 км/ч. Придя в гидропорт Усть-Кут, пилот убрал газ и стал планировать на этой же скорости, придя к посадочной площадке над пос. Паново над домом, где жил сам. На этой же скорости 80 км/ч, на высоте 150 м он сделал первый разворот для захода на посадку глубоким виражом. Имея заднюю центровку (горючее было на исходе), самолет потерял скорость, перейдя в штопор. Пилот, растерявшись, дал мотору полные обороты, усугубив положение. Скоро спохватившись, пилот убрал газ и выключил мотор. Но было поздно, для вывода из штопора высоты явно не хватало. Пилот стал кричать людям, находившимся в поселке: «Разбегайтесь!». После чего бросил управление, закрыл лицо руками и в штопорном положении левого вращения мотором врезался в землю на огороде среди поселка, в 10 метрах от дома и в 200 метрах от посадочной площадки (8 от гидропорта Усть-Кут).
Пассажир был убит при ударе, пилот смертельно ранен, штурман получила перелом руки и ноги. Пилот скончался через 1,5 часа. Алкоголя в организме не обнаружено. Материальная часть самолета была исправна до удара.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
2 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
СП |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л3153 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
26.04.1939 |
Заводской номер ВС |
14406 |
Наработка ВС (часы) |
1309 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
1620419 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Лесоавиационный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Восточно-Сибирское управление ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Жигалово |
Пункт назначения |
Усть-Кут |
Начальный пункт маршрута |
Жигалово |
Конечный пункт маршрута |
Усть-Кут |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основными причинами катастрофы являются:
1) Недисциплинированность пилота, выразившаяся в том, что ради увеличения личного налета, а, следовательно, заработка, систематически производил полеты на малых скоростях, а также допустившего грубейшее нарушение наставления по производству полетов – делая глубокие виражи на планировании на уменьшенной скорости при почти полностью выработанном горючем в баках (имея заднюю центровку самолета), и проявившего полную растерянность при начавшемся штопоре.
2) Неудовлетворительное изучение летного состава отряда и неудовлетворительная организация контроля за самостоятельно летающими на патрульных точках пилотами со стороны командования отряда.
3) Безответственное отношение к своим служебным обязанностям штурмана Лесавиа Литвиновой, знавшей о систематических нарушениях пилотом летной дисциплины (летал систематически на малых скоростях), предупредившей об этом старшего штурмана Соболеву, но из-за боязни попортить отношения с пилотом не доложившей о его нарушениях ни командованию Лесавиа, ни командиру 233 отряда, чем способствовала продолжению нарушений летной дисциплины пилотом.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|