|
|
|
Катастрофа Ан-8 КнААПО им Гагарина в Иркутске |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 16 мая 1991 г.
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Иркутск-2 (Восточный)
Тип ВС: Ан-8
Регистрация ВС: СССР-13330
Авиакомпания: МАП СССР, КнААПО им Гагарина, г. Комсомольск-на-Амуре
|
|
|
|
|
Описание |
Самолет выполнял грузовой рейс. При заходе на посадку в а/п Иркутск-2 (Восточный) днем в простых метеоусловиях экипаж не выдержал глиссаду снижения, превысив предельно допустимые отклонения по высоте при пролете БПРМ. Информация о ходе полета со стороны диспетчера УВД на борт не поступала. Пролет торца ВПП произошел на высоте 20 м. В конце выравнивания на высоте 5 м и удалении 300 м от торца ВПП бортмеханик, который находился на месте второго пилота в правом кресле, решив, что произойдет перелет, вмешался в управление ВС и перевел РУД обоих двигателей за проходную защелку земного малого газа. КВС на это отреагировал несоразмерным отклонением штурвала "на себя" и резким переводом РУД на увеличение режима работы. В результате произошло автоматическое флюгирование воздушного винта левой СУ. Самолет перешел в набор высоты до 20 м с уменьшением приборной скорости до 170 км/ч и свалился. В левом крене самолет потерял высоту и уклонился от оси ВПП. Несмотря на все попытки, КВС не смог предотвратить разворот и кренение. Самолет с большим креном (до 70°) столкнулся с землей на удалении 1526 м от торца ВПП и разрушился. Один служебный пассажир и один член экипажа погибли, три члена экипажа и один служебный пассажир получили ранения.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
1 |
Пассажиры |
3 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-8 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-13330 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1961 |
Заводской номер ВС |
0Г-3490 |
Наработка ВС (часы) |
17293 |
Наработка ВС (циклы) |
6708 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
МАП СССР, КнААПО им Гагарина, г. Комсомольск-на-Амуре |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Омск (Центральный) |
Пункт назначения |
Иркутск-2 (Восточный) |
Начальный пункт маршрута |
Тбилиси |
Конечный пункт маршрута |
Комсомольск-на-Амуре |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение:
Катастрофа самолета явилась следствием автоматического флюгирования воздушного винта левого двигателя на выравнивании, что при малой скорости полета привело к неуправляемому развитию левого крена и столкновению с землей.
Автоматическое флюгирование воздушного винта явилось результатом сочетания:
- нарушения экипажем "Инструкции экипажу самолета Ан-8" в части уменьшения режима работы двигателей до земного малого газа с последующим резким переводом РУД в положение выше номинала;
- конструктивных особенностей системы регулирования двигателей АИ -20, заключающихся в возможности нештатного срабатывания датчика автоматического флюгирования при подобных действиях экипажа;
Неправильные действия по управлению самолетом и двигателями были обусловлены нарушением взаимодействия в экипаже из-за отсутствия второго пилота на рабочем месте и отсутствия у КВС навыков пилотирования самолета с одним неработающим двигателем, что вызвало:
- ошибки в расчете на посадку, приведшие к высокому выравниванию;
- спровоцированный этим самостоятельный, без команды КВС, перевод двигателем на режим земного малого газа бортмехаником, находившимся на месте второго пилота;
- несоразмерную реакцию командира воздушного судна на неправильные действия бортмеханика, выразившуюся в резком переводе двигателей на режим выше номинального и взятии штурвала "на себя".
Сопутствующие причины:
- вылет с неполным составом экипажа и превышение санитарных норм налета;
- употребление вторым пилотом алкоголя перед полетом (был отстранен от полетов, находился в грузовой кабине, на его рабочем месте находился бортмеханик).
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|