Самолет 128 летного отряда выполнял рейс из Москвы в Южно-Сахалинск с посадками в Красноярске и Хабаровске. В Красноярске экипаж сменился. Полет до Хабаровска прошел без происшествий. Из Хабаровска самолет вылетел в 20:00. Полет проходил в эшелоне 6 000 м над облаками.
При входе в зону РРА а/п Хомутово экипаж приступил к снижению. В 21:05 экипаж доложил, что вышел из облаков на высоте 2 600 м, и продолжил полет на ДПРМ. Диспетчер сообщил условия посадки: ветер неустойчивый 120-130°, 4 м/с, МКпос=10°. После этого экипаж дважды просил разрешения на заход на посадку с МКпос=190° по кратчайшему маршруту. Диспетчер не соглашался и давал указания следовать на высоте 1 500 м на ДПРМ для захода МК=10° со словами «не положено». В 21:09 на удалении 37 км от ВПП на высоте 1 500 м экипаж сообщил, что вышел на визуальный заход и вновь запросил разрешение на посадку с прямой по кратчайшему маршруту (МК=190°). Для подтверждения возможности захода по кратчайшему маршруту диспетчер запросил: «успеете?» и получил ответ: «да, успеваем». Тогда диспетчер разрешил визуальный заход с правым доворотом курсом 190°. Экипаж подтвердил. В 21:10 диспетчер передал: «600 доложить». Экипаж ответил: «Вас понял, 600 доложить», ошибочно восприняв фразу диспетчера, как разрешение на снижение до 600 м с докладом: «занял 600».
Сразу после разрешения на заход курсом 190° экипаж осуществил левый разворот на курс 100°, выпустил шасси и начал снижение с вертикальной скоростью около 10 м/с. При заходе на посадку курсом 190° в аэропорт Хомутово до 4-го разворота следует выдерживать высоту не менее 1 200 м из-за наличия горного хребта высотой до 790 м. Выход из 4-го разворота должен быть на высоте не менее 900 м, а высоту 600 м можно занимать на предпосадочной прямой на удалении 12,7 км от торца ВПП. Команда «600 доложить» была принята на высоте 1 200 м и экипаж продолжил снижение, не изменяя режима полета, находясь ночью в ПМУ и видя огни Южно-Сахалинска. Экипаж, видимо, считал, что находится на близком расстоянии от аэропорта и не вел детальной ориентировки.
После отворота на МК=100° визуальные условия резко ухудшились. Полученные пеленги 140°, а затем 151° экипажем не анализировались, несмотря на их значительное отличие от посадочного пеленга 190°. Экипаж также не придал значение сообщению диспетчера о потере радиолокационного контроля за самолетом. Несмотря на полученные пеленги, показывающие, что самолет находится далеко от посадочного курса, диспетчер не заметил ошибок и нарушение схемы и экипаж не предупредил. А дав разрешение на посадку с МК=190°, он не включил радиотехнические средства этого курса. После доклада «занял 600» диспетчер дал неуместную команду занимать 400 м.
В 21:11 в 26 км северо-западнее аэропорта самолет, находясь в горизонтальном полете с незначительным правым креном с МК=100°, на высоте 550 м столкнулся с деревьями на склоне горы высотой 793 м, разрушился и загорелся. Разброс частей самолета – на протяжении 250 м. Весь экипаж, а также 78 пассажиров, в том числе 14 детей, погибли. Трое взрослых пассажиров и трое детей получили тяжелые травмы. Фактическая погода в районе аэропорта была: облачность 10 баллов, видимость 10 км.
|