|
|
|
Катастрофа Ан-2В Игарского ОАО в районе оз. Мундуйское |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 сентября 1975 г.
Время: 09:35
Страна: СССР
Место происшествия: Красноярский край, Туруханский район, близ оз. Мундуйское, 72 км северо-западнее Туруханска
Тип ВС: Ан-2В
Регистрация ВС: CCCP-98302
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Красноярское УГА, Игарский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
В день происшествия четыре экипажа 251 летного отряда выполняли задание по перевозке строительных материалов из а/п Туруханск на озеро Мундуйское по заявке РСУ Рыбкоопа села Туруханск (по другим маршрутам из а/п Туруханск был нелетный прогноз погоды). С целью безопасности встречного движения полеты до озера Мундуйское были организованы разводным маршрутом, через озеро Заказник (12 км восточнее линии пути Туруханск - оз. Мундуйское) с превышением местности по разводному маршруту 275 м. С оз. Мундуйское на Туруханск экипажи должны были следовать утвержденным маршрутом (напрямую).
Прогноз погоды в районе оз. Мундуйское предусматривал: облачность 7-10 баллов 200-300 м, дымка, видимость 4-6 км, ветер неустойчивый 0-3 м/с. По маршруту Туруханск - оз. Мунудуйское: ложбина, облачность 7 баллов слоисто-кучевая, высотой 200-300 м, в конце маршрута 150-250 м от поверхности земли, слабый дождь, дымка, видимость 4-6 км. Синоптическая обстановка способствовала образованию кучевообразных форм облаков, которые при юго-западных потоках натекали по наветренным склонам холмов и закрывали их вершины.
Экипаж оборудованного поплавками самолета Ан-2В №98302 произвел первый взлет в 03:02 мск. На борту находилась неоформленная пассажирка и 700 кг груза (кирпичи). Полет проходил на высоте 400 м.
По показаниям пассажирки, во второй половине маршрута стали попадаться облака, а далее самолет попал в сплошную облачность. Неожиданно взревел мотор, пассажирку выбросило с сиденья к перегородке у 15 шпангоута, туда же полетели кирпичи. После того, как получившая ушибы пассажирка пришла в себя и посмотрела в окно, она увидела, что слева были облака, а справа - озеро Мундуйское, которое она сразу узнала, поскольку жила там. После посадки она спросила второго пилота «Что у нас было?" Он ответил: "Чуть не попали в беду". На ее вопрос, зачем летали в такую погоду, второй пилот ничего не ответил.
Обратный полет проходил на высоте 500 м. По прибытии на базу экипаж о случившемся не доложил, хотя командир АЭ и командир звена находились в аэропорту, и приступил к подготовке ко второму полету по тому же маршруту.
Взлет произведен в 05:09. На борту находилось 200 кирпичей весом 800 кг. Через 6 минут после взлета экипаж доложил диспетчеру СДП о полете на высоте 400 м по ПВП. После перехода на связь с «Контролем», в 05:30 экипаж доложил: «Из Туруханска на Мундуйское, 400 ПВП, расчетное прибытие 45 минут». Диспетчер РДП ответил: «Вас понял». Больше на связь экипаж не выходил, а диспетчер его не вызывал. Потеря связи с самолетом обнаружена только через 2 часа 25 минут. Организованными поисками самолет обнаружен в 09:55 разрушенным и частично сгоревшим на склоне возвышенности высотой 410 м в 72 км с МК=348° от а/п Туруханск, западнее прямого маршрута Туруханск - оз . Мундуйское (магнитный курс полета этим маршрутом - 352°). Столкновение с отвесной скалой произошло в горизонтальном полете на высоте 395 м, с работающим двигателем. Самолет полностью разрушился по 9 шпангоут, по 23 шпангоут фюзеляж деформирован. Все три члена экипажа погибли. Катастрофа произошла в 05:35 мск.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2В |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-98302 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
02.08.1958 |
Заводской номер ВС |
110247311 |
Наработка ВС (часы) |
13759 |
Наработка ВС (циклы) |
9937 |
Силовая установка |
КЛ 3215064 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Красноярское УГА, Игарский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Туруханск |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Туруханск |
Конечный пункт маршрута |
Туруханск |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что и в первом и во втором полете КВС производил полет напрямую, а не через оз. Заказник (от а/п Туруханск с МК=360°, над озером разворот на курс 325°), с нарушением безопасной высоты и минимума погоды, тем самым не выполнив указание службы движения и командира АЭ. Как и в первом, так и во втором полете радиолокационный контроль отсутствовал ввиду пассивности управления воздушным движением со стороны диспетчеров СДП и РДП а/п Туруханск.
Комиссия пришла к выводу, что КВС и раньше нарушал безопасную высоту полета по маршруту, но простые метеоусловия позволяли ему обходить визуально возвышенность высотой 416 м (расположена ближе к оз. Мундуйское, в 8 км северо-восточнее высоты 410 м). Свидетели (пассажиры), летевшие в этот день по данному маршруту другими самолетами, показали, что при полете в районе Сухих озер самолеты попадали в облака на высоте полета. Экипажи трех Ан-2 (№23714 - взлет в 03:20, №91704 - взлет в 03:35 и №50564 - взлет в 04:15) показали, что на высоте 400-450 м была слоисто-кучевая облачность до 3 баллов, видимость 4-6 км.
На полетной карте-десятикилометровке, которой пользовался экипаж, высоты 410 и 416 м не отмечены (хотя экипаж, много раз летавший по данному маршруту, о них знал). На карте указана только высота 266 м.
Комиссия отмечает, что диспетчерский состав слабо знает ИПП на трассах МВЛ своего района. Штурманское обеспечение в а/п Туруханск на недостаточном уровне, нет четкого взаимодействия службы движения и АМСГ.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы явилось нарушение экипажем требований НПП ГА-71, выразившееся в нарушении ПВП и ИПП по трассе, спрямлении маршрута и нарушении безопасной высоты полета. Встретив на маршруте погоду хуже установленного минимума, экипаж не вернулся на аэродром вылета. Не имея безопасной высоты, они производили полет, временами следуя в облаках. В результате самолет столкнулся со склоном возвышенности высотой 410 м, в 15 м ниже вершины (на карте этой отметки нет).
Сопутствующие причины:
- неудовлетворительная организация подготовки экипажа к выполнению полета;
- недостаточный контроль за подготовкой и выполнением полетов;
- слабые знания части диспетчерского состава вопросов УВД;
- нарушение технологии работы диспетчерским составом;
- неудовлетворительное использование радиотехнических средств контроля за полетами самолетов службой движения;
- отсутствие объективного анализа за полетной документацией;
- недостаточный уровень воспитательной работы в предприятии.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|