|
|
|
Катастрофа По-2 Северного ТУ ГВФ на озере Слободское |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 марта 1954 г.
Время: 17:20
Страна: СССР
Место происшествия: Архангельская область, Холмогорский район, оз. Слободское
Тип ВС: По-2
Регистрация ВС: СССР-Ф208
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северное территориальное управление ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Начальник АНС 72 авиаотряда Северного ТУ ГВФ в 13:13 вылетел с пилотом отряда по трассе Архангельск – Емецк – (Двинский) Березник - Архангельск с посадками в а/п Емецк и Д.Березник с целью провозки молодого пилота по новой трассе МВЛ.
Прогноз погоды, выданный АМСГ а/п Кегостров, соответствовал минимуму пилота. В 15:15 самолет прибыл в а/п МВЛ Д.Березник. Дозаправив 20 кг горючего, экипаж прослушал устную консультацию синоптика АМСГ и, получив прогноз погоды и разрешение начальника аэропорта, вылетел в Архангельск.
Прогноз погоды по маршруту Д.Березник – Архангельск предусматривал: облачность 7-10 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 600-1000 м, снег, видимость 4-10 км, в снеге 2-4 км, ветер северо-западный 25-30 км/ч. Прогноз погоды был составлен по синоптической карте 18-ти часовой давности и кольцовке 4-х часовой давности. Естественно, указанные синоптические карты не отражали фактической метеообстановки.
Экипаж, пролетев 85 км при хороших метеоусловиях, в районе Емецка встретил снежный заряд с видимостью менее 2 км и произвел посадку на а/д МВЛ Емецк в 16:37. Не покидая кабины самолета и не выключая мотора, через 10 минут, после прохождения снегопада и улучшения видимости до 20 км, экипаж вылетел в Архангельск, так как время действия прогноза не истекло и ухудшения горизонтальной видимости не предвиделось прогнозом. В устной консультации синоптика АМСГ также не было сказано о наличии фронтов по предстоящему маршруту полета. Пролетев 90 км по трассе, в районе озера Слободское экипаж встретил снегопад с постепенным ухудшением горизонтальной видимости. Когда видимость стала снижаться менее 2 км, начальник АНС передал пилоту приказание о возврате. В момент разворота снегопад усилился. Самолет, развернувшись на 90°, вышел на белую поверхность озера. Пилот, не справившись с пилотированием самолета по приборам, потерял пространственное положение. Самолет с работающим мотором на скорости 150 км/ч в 17:20, ударившись правой полукоробкой о лед озера, перешел на мотор, левую полукоробку крыльев и полностью разрушился. Пилот погиб, начальник АНС 72 ао получил тяжелые ранения. Катастрофа произошла в 45 км юго-восточнее Архангельска.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
По-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Ф208 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.12.1945 |
Заводской номер ВС |
11376 |
Наработка ВС (часы) |
1024 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
4125928 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северное территориальное управление ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Емецк |
Пункт назначения |
Архангельск (Кегостров) |
Начальный пункт маршрута |
Березник |
Конечный пункт маршрута |
Архангельск (Кегостров) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено:
1) Прогноз погоды, выданный синоптиком а/п Д.Березник, был составлен вопреки Наставлению по службе прогнозов, по устаревшим синоптической и кольцевой картам. В результате экипаж был дезориентирован хорошим прогнозом погоды и прослушанной устной консультацией синоптика и не ожидал ухудшения погоды, связанного с прохождением обострившихся вторичных фронтов по трассе.
2) Ввод в строй и допуск к самостоятельным полетам молодого пилота в авиаотряде производился с нарушением установленных правил КУЛС По-2-51 г. Из причин катастрофы следует, что элементы слепого полета у пилота были отработаны плохо.
3) Командир отряда и его заместитель по летной части с пилотом не летали и перед допуском к самостоятельным полетам технику пилотирования лично не проверяли.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основными причинами катастрофы явились:
1) Неоправдавшийся прогноз погоды, составленный АМСГ а/п Д.Березник по устаревшим синоптическим картам, который не предусматривал резкого ухудшения погоды в виде прохождения интенсивных снегопадов, связанных со вторичными фронтами, при видимости менее 500-1000 м.
2) Неумение пилота пилотировать самолет по приборам в сложных метеоусловиях ввиду слабой подготовки и малого опыта летной работы (общий налет 133 часа).
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|