|
|
|
Катастрофа По-2 СКТУ ГВФ в районе Будённовска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 22 февраля 1954 г.
Время: 13:55
Страна: СССР
Место происшествия: Ставропольский край, 11 км западнее а/п Будённовск
Тип ВС: По-2
Регистрация ВС: СССР-А1495
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
21 февраля 1954 г. командир звена 83 авиаотряда СКТУ ГВФ получил задание от заместителя командира отряда по летной части вылететь в качестве пассажира из Ставрополя в Буденновск для перегонки из а/п Буденновск в Ставрополь оставленного там заместителем командира отряда самолета По-2А № А-1495. Данный самолет оставался в а/п Буденновск с 11 по 22 февраля. В течение этого времени полеты на нем не производились.
Прибыв 21 февраля в Буденновск, командир звена отправился с двумя другими пилотами и авиамехаником в городскую чайную, где за едой они выпили по 100 грамм спиртных напитков. Вернувшись в общежитие, командир звена лег спать в 22:00.
22 февраля в 8 утра командир звена после завтрака прибыл в аэропорт, однако вследствие отсутствия погоды вылететь утром не смог. После подготовки матчасти к полету и получения прогноза погоды по маршруту Буденновск – Ставрополь (облачность 7-10 баллов слоисто-кучевая высотой 300-600 м, без осадков, в середине пути ясно, видимость 2-4 км, дымка, ветер 10-20 км/ч) он вылетел в 13:45. На 1-2 минуты раньше вылетел другой командир звена по тому же маршруту. Самолет А-1495 в Ставрополь не прибыл. Организованными поисками он обнаружен 23 февраля потерпевшим катастрофу в 11 км западнее а/п Буденновск. Командир звена погиб. Алкоголя в его организме не обнаружено.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
По-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-А1495 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
19.05.1945 |
Заводской номер ВС |
630306 |
Наработка ВС (часы) |
2844 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
1130524 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Будённовск |
Пункт назначения |
Ставрополь (Шпаковское) |
Начальный пункт маршрута |
Будённовск |
Конечный пункт маршрута |
Ставрополь (Шпаковское) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено:
1) Прогноз погоды, выданный пилоту, соответствовал его личному минимуму и фактической погоде по этому маршруту. Однако, по показаниям пилота, вылетевшего на 1-2 минуты раньше, в начале полета наблюдалась умеренная болтанка и, вследствие наличия дымки, белизны снежного покрова над малоориентирной местностью, горизонт при наблюдении с самолета сливался с землей, что заставило его в течение 20-25 минут после вылета из Буденновска пилотировать самолет, в основном, по приборам, периодически контролируя его положение по встречающимся редким наземным ориентирам. Из объяснений пассажиров, находившихся в кабине самолета этого пилота, установлено, что пилот самолета А-1495 в течение 10 минут после взлета следовал за их самолетом, после чего начал производить правый разворот и со снижением пошел к земле. Момента падения самолета на землю пассажиры не видели.
2) Положение самолета и характер его разрушения дают основания сделать вывод, что падение произошло с высоты 150-180 м и самолет ударился о землю под углом 60-70° на большой скорости, без крена, с работающим мотором. При обследовании самолета отказа в работе мотора и органов управления комиссия не обнаружила.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
1) Главной причиной катастрофы явилась потеря пилотом пространственного положения самолета в воздухе из-за допущенной ошибки при возможном пилотировании самолета по приборам вследствие полета в трудных для него метеоусловиях.
2) Производившийся пилотом разворот самолета спустя 10 минут после взлета, можно предполагать, был вызван следующими причинами:
а) принятым пилотом решением о возврате из-за встречи непосильных для него метеоусловий;
б) отказ в работе указателя поворота вследствие возможного засорения трубопровода снегом при длительном нахождении самолета в а/п Буденновск с незачехленной трубкой ПВД.
Одновременно с этим комиссия считает, что катастрофе самолета способствовали следующие причины:
1) Установленный в отряде минимум погод для полетов в осенне-зимних условиях по трассам, проходящим над малоориентирной местностью, занижен;
2) Недостаточный контроль за техникой пилотирования командира звена со стороны командира отряда и его заместителя по летной части. Они не проверяли его технику пилотирования с 1951 г., ограничившись редкими его тренировками и проверками, проводившимися командиром эскадрильи и его заместителем.
3) Отсутствие должного порядка в организации полетов в отряде.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|