|
|
|
Катастрофа По-2А ЗСТУ ГВФ в Нижнетагильском районе Свердловской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 10 мая 1954 г.
Время: 05:34
Страна: СССР
Место происшествия: Свердловская область, Нижнетагильский район, совхоз №2 ОРС НТМЗ, район дер. Шайтанка
Тип ВС: По-2А
Регистрация ВС: СССР-А2782
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Свердловская авиагруппа
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 123 авиаотряда Свердловской авиагруппы ЗСТУ ГВФ прибыл 29.04.1954 г. с авиатехником в подсобное хозяйство №2 ОРС Ново-Тагильского металлургического завода (деревня Шайтанка Нижнетагильского района Свердловской области) для АХР по подкормке зерновых. С 30 апреля по 10 мая (за исключением 1 и 2 мая) он ежедневно совершал полеты, выполняя работы, согласно договора с совхозом.
10 мая в 04:20 местного времени пилот приступил к полетам в благоприятных метеоусловиях (ясно, тихо, видимость более 10 км, температура 2-4°С). До 05:07 он совершил 5 полетов на подкормку суперфосфатом участка южнее деревни, где выполнял работу без сигнальщиков. Прибыв на посадочную площадку для загрузки химикатами, пилот предложил агроному выставить сигнальщиков на поле севернее посадочной площадки, а сам в 05:10 вылетел в шестой полет на подкормку участка южнее деревни, откуда возвратился на посадочную площадку в 05:17. К этому времени агрономом на поле в 1,5 км севернее площадки были выставлены сигнальщики.
В 05:29 пилот с загрузкой бака химикатами в количестве 250 кг вылетел в седьмой полет. Пролетев над полем, где находились сигнальщики, самолет вышел на участок в 13 га, окруженный со всех сторон лесом и находящийся в 2,5 км от посадочной площадки. Пилот приступил к его обработке без сигнальщиков, так как накануне предупреждал агронома совхоза о том, что этот запольный участок он обработает без сигнальщиков. Совершая полет над этим участком внутри лесного массива с высотой деревьев до 20 м, самолет сигнальщикам виден не был и оттуда не возвратился. По истечении некоторого времени над полем появился столб черного дыма. Работники совхоза обнаружили на поле сгоревший самолет и погибшего пилота. Катастрофа произошла в 05:34 местного времени.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
По-2А |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-А2782 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
июнь 1950 г. |
Заводской номер ВС |
10605 |
Наработка ВС (часы) |
4052 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
1140933 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Свердловская авиагруппа |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Расследованием установлено:
1) Совершая седьмой полет, пилот пролетел поле, где стояли сигнальщики, и начал обрабатывать другой, сложный участок, окруженный лесом. Обработку этого участка он производил на недопустимо малой высоте и на третьем заходе, выполняя разворот с глубоким креном при выходе на гон с запада на восток, то есть, против солнца. Выйдя на солнце, пилот допустил потерю скорости самолета. При ударе самолета о землю возник пожар.
2) В результате плохой организации полетов со стороны командования отряда и личной недисциплинированности пилота допущен ряд грубых нарушений НПП ГА-51 – пилот самовольно обрабатывал сложные участки, производил полет против солнца, летал на недопустимо малой высоте, развороты выполнял с большим креном и снижением, а при заходах на гон скользил на крыло. На оперативной точке употреблял спиртные напитки (при вскрытии обнаружено наличие алкоголя в веществе головного мозга).
3) Командование отряда недостаточно серьезно относится к подбору пилотов для работы на АХР, поэтому допускает к работам пилотов, имевших существенные ошибки в технике пилотирования и низкую дисциплину.
4) Командный и руководящий состав отряда редко посещает оперативные точки и формально осуществляет контроль за работой экипажей.
5) Неудовлетворительно организована воспитательная работа с личным составом отряда.
6) Командование Свердловской авиагруппы, несмотря на то, что в 1954 году 123 отряд выполняет значительно больший объем АХР, не оказывает действенной помощи отряду в подготовке к производству этих работ – отбору, учебе и тренировке летного состава и организации работ на оперативных точках.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|