|
|
|
Катастрофа По-2А ТУЦР ГВФ в Ташкентской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 10 сентября 1953 г.
Время: 18:55
Страна: СССР
Место происшествия: Узбекская ССР, Ташкентская область, колхоз им. Ленина Урта-Сарайского района
Тип ВС: По-2А
Регистрация ВС: СССР-А2281
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: ТУЦР ГВФ (Территориальное управление центральных районов РСФСР)
|
|
|
|
|
Описание |
Сводный авиаотряд ТУЦР ГВФ работал по оперативным точкам АХР в Ташкентской области УзССР по предуборочному удалению листьев хлопчатника. 5 сентября 1953 г командир 1 АЭ сводного отряда привел 3-е авиазвено (командир звена и три пилота из 173 авиаотряда ТУЦР ГВФ) на оперативный аэродром колхоза Полярная Звезда (10 км южнее г. Ташкент). Два пилота затем были расставлены по своим оперативным точкам, а третий пилот с командиром звена остались в колхозе Полярная Звезда для работы в нескольких колхозах с этого аэродрома.
8 сентября пилот с командиром звена осмотрели с земли (объехали на автомашине) подлежащие обработке участки, а вечером пилот произвел их осмотр с воздуха в течение 18 минут.
9 сентября пилот выполнил 14 производственных полетов продолжительностью 3 часа 12 минут и после ужина лег спать в 22:00.
10 сентября пилот в 06:30 приступил к опылению хлопчатника в колхозе им. Ленина Урта-Сарайского р-на Ташкентской области. Сделав в утренние часы 9 полетов продолжительностью 1 час 42 минуты, пилот прекратил полеты из-за отсутствия росы и ушел на квартиру на отдых. К вечерней работе он приступил в 18:00 местного времени. Двумя полетами пилот обработал полет площадью 8 га и, не израсходовав полностью ядохимикаты, полетел к участку, подлежащему очередной обработке. Ввиду отсутствия на новом участке сигнальщиков, пилот возвратился на оперативный аэродром и доложил о причине возврата командиру звена. Тот сказал ему обратиться к энтомологу колхоза. Энтомолог ответил пилоту, чтобы он произвел полет на участок бригады №6, а если там не окажется сигнальщиков, то распылить яды на ранее обработанные, знакомые пилоту участки в бригаде №1 или №3. При этом он попросил пилота попутно сбросить записку на полевой стан бригады №1 с просьбой о подвозе ядохимикатов. Пилот дал согласие и добавил, что сбросит ядохимикаты на участок бригады №3, который он обрабатывал в этот же вечер (8 га).
В 18:50 пилот произвел взлет и полетел на участок №6, сбросив по пути записку в полевой стан бригады №1 с высоты около 40 м. Подлетев на высоте 50-60 м к участку бригады №6 и видя, что сигнальщиков по-прежнему нет, пилот развернулся вправо под 170° и взял направление к участку бригады №3 (8 га), лежащему по пути возвращения на аэродром. Пройдя после разворота около 200 м до колхозной хлопкосушилки на высоте 50 м, пилот отвернул самолет влево примерно на 10°, стал снижаться и в 400 м от сушилки, не долетев 700 м до обработанного им участка бригады №3 (8 га), в 18:55 ударился мотором и винтом о землю на хлопковой плантации в 2 км от центральной усадьбы колхоза. Пилот погиб при ударе. Самолет сгорел.
Удар о землю произошел под углом не менее 45°. После удара продвижения по земле не было. Мотор перед ударом имел малые обороты. Установить состояние материальной части до удара о землю не представилось возможным из-за ее сгорания и расплавления.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
По-2А |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-А2281 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.12.1948 |
Заводской номер ВС |
630880 |
Наработка ВС (часы) |
2541 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
4121346 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
ТУЦР ГВФ (Территориальное управление центральных районов РСФСР) |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Истинную причину катастрофы установить не представилось возможным из-за уничтожения материальной части самолета при ударе о землю и пожаре.
Вероятной причиной катастрофы является ошибка в технике пилотирования – потеря скорости, вызванная отвлечением внимания пилота от управления самолетом при заходе к участку №3, на котором пилот, видимо, намеревался произвести рассев ядохимикатов без сигнальщиков, согласно договоренности с энтомологом. Этой ошибке способствовал полет самолета против заходящего солнца.
Предпосылкой к катастрофе является неудовлетворительная организация полетов в 3-ем авиазвене 1 АЭ сводного авиаотряда ТУЦР ГВФ. Командир звена слабо руководил работой молодого и недостаточно опытного пилота, не дал ему категорического приказания не производить полеты при отсутствии сигнальщиков и лично нарушил ряд указаний, регламентирующих работу экипажей на оперативных точках. Этому способствовали нераспорядительность и отсутствие должного контроля со стороны командира 1 АЭ и командира сводного отряда ТУЦР ГВФ.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|