С 22 июля 1954 г пилот 178 авиаотряда Таджикского ТУ ГВФ и авиатехник находились в колхозе им. Молотова Октябрьского района, где производили полеты по подкормке посевов хлопчатника. Перед концом работы в данном колхозе 28 июля пилот позвонил в РДС а/п Сталинабад и передал заявку на перелет на 29 июля в 18:00 местного времени с оперативной точки в а/п Сталинабад. Закончив утром 29 июля полеты, экипаж стал оформлять документы на отработанные площади. Вследствие того, что в этот день документы оформить не удалось, пилот принял решение перенести вылет самолета на следующий день. Повторная заявка в РДС пилотом передана не была. После нормального предполетного отдыха и подготовки матчасти 30 июля пилот около 18:00 произвел взлет. Полетный вес составлял 1120-1130 кг. Самолет вылетал с полностью установленной на него спецаппаратурой для опыливания.
Погода в момент вылета в районе аэродрома и по маршруту была: облачность 0-3 балла высококучевая, видимость более 10 км, ветер юго-западный слабый 1-2 м/с, температура +38-39°С.
В нарушение §164 НПП ГА-51 пилот произвел вылет с оперативного аэродрома в Сталинабад без прогноза погоды и согласия пункта посадки. Вследствие высокой температуры воздуха и установки на самолете спецаппаратуры, после взлета, по показаниям авиатехника, самолет имел малую скороподъемность, чему также способствовала плохая работа свечей мотора вследствие чрезмерно большого, до 0,6 мм, зазора между электродами и контактами, что повлияло на мощность мотора. Видя, что самолет плохо набирает высоту, пилот при подлете к горному участку трассы с целью набора высоты произвел три круга. Не набрав положенную безопасную высоту (2100 м) для пролета горного участка трассы, вместо принятия решения о возврате в пункт вылета пилот продолжил полет. При пересечении первого по пути перевала (1219 м), по показаниям авиатехника, самолет бросило вниз. Выйдя в сравнительно ровный котлован, находящийся между первым и вторым перевалом, пилот вторично пытался набрать высоту и произвел полет по кругу. Не набрав необходимой высоты, пилот продолжил полет по направлению второго перевала (на хребте Рангон) высотой 1347 м. При подлете к нему самолет вторично бросило к земле, однако, пилот не вывел самолет на открытое место и, войдя в стесненную лощину, упорно продолжал полет в надежде набрать высоту. При подлете по лощине к станции Перевальная узкоколейной железной дороги (30 км южнее г. Сталинабад) около 19:00 местного времени самолет оказался в тупике окружающих гор. Пытаясь выйти из создавшегося положения, пилот стал производить на малой высоте разворот на 180°. При выполнении разворота на малой высоте самолет левой полукоробкой крыльев зацепился за землю и потерпел катастрофу в 300 м от ж/д станции. В результате возникшего пожара пилот погиб, авиатехник получил ожоги и ушибы.
|