Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2Л Дальневосточного ТУ ГВФ в Укинской губе
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 марта 1953 г.
Время:  16:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Камчатская область, Карагинский район, Укинская губа, 35 км северо-восточнее Хайлюлинского рыбокомбината
Тип ВС:  По-2Л
Регистрация ВС:  СССР-Л2025
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 149 ОАО
 


Описание
    17 марта 1953 г. командир звена 149 ОАО ДВТУ ГВФ Бондаренко с пилотами Насоновым и Прохоренко в составе группы из трех самолетов прибыл из Петропавловска-Камчатского в Усть-Камчатск, где получил задание произвести полет группы до Оссоры. По прибытию в Оссору Бондаренко должен был выполнить санзадание до Тиличек, а пилоты должны были выполнить обратный полет до Усть-Камчатска.
    Предполетная подготовка при вылете из Усть-Камчатска командиром звена проведена не в соответствии с требованиями НПП ГА-51, без достаточного анализа всех особенностей трассы, несмотря на то, что пилот Насонов полет по данной трассе выполнял впервые. Бланки АВ-5 были выданы пилотам без указания фактической погоды в пункте посадки Оссора в связи с ее отсутствием. Несмотря на это, группа была выпущена в полет начальником а/п Усть-Камчатск.
    Взлет произведен в 23:30 мск. В первой половине маршрута погода соответствовала прогнозу. Во второй половине пилоты встречали слабый снегопад, ухудшавший видимость до 4-6 км. Не долетая 30 км до Оссоры, командир звена принял решение произвести посадку около нартовой дороги и подождать улучшения погоды. После 15 минут стоянки погода улучшилась и командир звена принял решение продолжать полет до Оссоры. Посадка в Оссоре произведена благополучно.
    В связи с усилением ветра по маршруту Оссора – Тилички, имея задание на еще один рейс по маршруту Усть-Камчатск – Оссора, командир звена решил возвратиться в Усть-Камчатск и провести пилотов Прохоренко и Насонова. Несмотря на отсутствие прогноза погоды, согласия на прием Усть-Камчатска и, зная об ухудшении погоды по трассе, Бондаренко не принял мер для установки связи с Усть-Камчатском и, руководствуясь лишь ранее данным прогнозом погоды и сроком его действия, принял решение на вылет в Усть-Камчатск.
    Взлет произведен в 04:50 мск (13:50 местного времени). Через 15 минут полета самолеты попали в снежный заряд с видимостью до 2 км. Попытки командира звена виражами и разворотами вернуть самолеты Прохоренко и Насонова результатов не дали. Пилоты продолжили рейс самостоятельно. После 30-40 минут полета Бондаренко вышел из снегопада и, увидев самолет Прохоренко, вернулся с ним обратно в Оссору с целью найти Насонова. Не обнаружив его в Оссоре, командир звена вылетел в Усть-Камчатск один, обследуя район рыбокомбинатов, но нигде самолета не обнаружил.
    Принятыми мерами 21.03.1953 г самолет Насонова обнаружен в 35 км северо-восточнее Хайлюлинского рыбокомбината Карагинского района Камчатской области на плавающей в Укинской губе льдине размерами 25х10 м, окруженной торосами высотой 1,5 – 2 м и разводьями. Пилот и 2 пассажира погибли.
    Расследованием установлено, что полет на участке Оссора – рыбокомбинат Русаново (90 км от места происшествия) производился по берегу с открытой ото льда водной поверхностью, что облегчало визуальную ориентировку, а от рыбокомбината начиналась гряда ледяных торосов с изменением направления от маршрута на 10-20°, отходящая в море, что, вероятно, было принято Насоновым за очертания берега. Состояние погоды с удалением от берега значительно ухудшалось, была низкая облачность высотой 300-500 м, видимость в снегопаде была 1-2 км, а к месту происшествия, вероятно, была менее 1 км. Сложность визуальной ориентировки на ледяном поле, покрытом снегом и возможный отказ в снегопаде указателя скорости (что было у Бондаренко) значительно усложнили полет. Снижение в попытке увидеть землю привело к непроизвольной посадке среди торосов и частичной поломке самолета. Пробежав на лыжах по снегу 25-30 м на льдине среди торосов, пилот, почувствовав приземление, увеличил обороты мотора в расчете на взлет и через 70 м лобовым ударом врезался в торос высотой более 2 м на краю льдины. В результате самолет разрушился. Пилот и пассажиры погибли при ударе. По остановившемся часам пассажира время происшествия установлено как около 16:00 местного времени (07:00 мск).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2Л
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л2025
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.07.1948
Заводской номер ВС 16805020
Наработка ВС (часы) 3001
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 1130656


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 149 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Оссора
Пункт назначения Усть-Камчатск
Начальный пункт маршрута Оссора
Конечный пункт маршрута Усть-Камчатск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Плохая организация полетов и дисциплина в авиаотряде.
    2) Недисциплинированность пилота, который, встретив погоду ниже установленного минимума, не произвел возврат, чем нарушил §312 НПП ГА-51.
    3) Плохая организация метеообеспечения по маршруту Оссора – Усть-Камчатск, неоправдавшийся прогноз погоды, выданный АМСГ Усть-Камчатска, который дезориентировал командира звена и пилотов о состоянии погоды по маршруту Оссора –Усть-Камчатск.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.