17 марта 1953 г. командир звена 149 ОАО ДВТУ ГВФ Бондаренко с пилотами Насоновым и Прохоренко в составе группы из трех самолетов прибыл из Петропавловска-Камчатского в Усть-Камчатск, где получил задание произвести полет группы до Оссоры. По прибытию в Оссору Бондаренко должен был выполнить санзадание до Тиличек, а пилоты должны были выполнить обратный полет до Усть-Камчатска.
Предполетная подготовка при вылете из Усть-Камчатска командиром звена проведена не в соответствии с требованиями НПП ГА-51, без достаточного анализа всех особенностей трассы, несмотря на то, что пилот Насонов полет по данной трассе выполнял впервые. Бланки АВ-5 были выданы пилотам без указания фактической погоды в пункте посадки Оссора в связи с ее отсутствием. Несмотря на это, группа была выпущена в полет начальником а/п Усть-Камчатск.
Взлет произведен в 23:30 мск. В первой половине маршрута погода соответствовала прогнозу. Во второй половине пилоты встречали слабый снегопад, ухудшавший видимость до 4-6 км. Не долетая 30 км до Оссоры, командир звена принял решение произвести посадку около нартовой дороги и подождать улучшения погоды. После 15 минут стоянки погода улучшилась и командир звена принял решение продолжать полет до Оссоры. Посадка в Оссоре произведена благополучно.
В связи с усилением ветра по маршруту Оссора – Тилички, имея задание на еще один рейс по маршруту Усть-Камчатск – Оссора, командир звена решил возвратиться в Усть-Камчатск и провести пилотов Прохоренко и Насонова. Несмотря на отсутствие прогноза погоды, согласия на прием Усть-Камчатска и, зная об ухудшении погоды по трассе, Бондаренко не принял мер для установки связи с Усть-Камчатском и, руководствуясь лишь ранее данным прогнозом погоды и сроком его действия, принял решение на вылет в Усть-Камчатск.
Взлет произведен в 04:50 мск (13:50 местного времени). Через 15 минут полета самолеты попали в снежный заряд с видимостью до 2 км. Попытки командира звена виражами и разворотами вернуть самолеты Прохоренко и Насонова результатов не дали. Пилоты продолжили рейс самостоятельно. После 30-40 минут полета Бондаренко вышел из снегопада и, увидев самолет Прохоренко, вернулся с ним обратно в Оссору с целью найти Насонова. Не обнаружив его в Оссоре, командир звена вылетел в Усть-Камчатск один, обследуя район рыбокомбинатов, но нигде самолета не обнаружил.
Принятыми мерами 21.03.1953 г самолет Насонова обнаружен в 35 км северо-восточнее Хайлюлинского рыбокомбината Карагинского района Камчатской области на плавающей в Укинской губе льдине размерами 25х10 м, окруженной торосами высотой 1,5 – 2 м и разводьями. Пилот и 2 пассажира погибли.
Расследованием установлено, что полет на участке Оссора – рыбокомбинат Русаново (90 км от места происшествия) производился по берегу с открытой ото льда водной поверхностью, что облегчало визуальную ориентировку, а от рыбокомбината начиналась гряда ледяных торосов с изменением направления от маршрута на 10-20°, отходящая в море, что, вероятно, было принято Насоновым за очертания берега. Состояние погоды с удалением от берега значительно ухудшалось, была низкая облачность высотой 300-500 м, видимость в снегопаде была 1-2 км, а к месту происшествия, вероятно, была менее 1 км. Сложность визуальной ориентировки на ледяном поле, покрытом снегом и возможный отказ в снегопаде указателя скорости (что было у Бондаренко) значительно усложнили полет. Снижение в попытке увидеть землю привело к непроизвольной посадке среди торосов и частичной поломке самолета. Пробежав на лыжах по снегу 25-30 м на льдине среди торосов, пилот, почувствовав приземление, увеличил обороты мотора в расчете на взлет и через 70 м лобовым ударом врезался в торос высотой более 2 м на краю льдины. В результате самолет разрушился. Пилот и пассажиры погибли при ударе. По остановившемся часам пассажира время происшествия установлено как около 16:00 местного времени (07:00 мск).
|