Экипаж 61 авиаотряда МУТА ГВФ выполнял рейс Москва (Быково) – Горький – Казань – Свердловск по перевозке промышленного груза и материалов по выборам в местные советы.
Весь полет является показателем плохой организации и нарушений установленного порядка в организации и руководстве полетами. В базовом а/п Быково, кроме дежурного штурмана аэропорта, никто из командования предполетную подготовку экипажа не проверил. Предварительная подготовка в отряде с экипажем также не проведена. Перед выпуском в рейс экипаж имел всего 3 часа отдыха в профилактории а/п Быково. Заместитель командира отряда формально записал в задании, что «экипаж к полету подготовлен».
В предыдущих полетах экипажем был замечен увеличенный расход горючего моторами, достигавший 250-300 кг/ч, о чем было известно старшему инженеру 61 АТО и командиру АЭ. Однако никаких мер к выявлению причин повышенного расхода горючего и устранения дефекта принято не было и самолет выпущен в рейс 1 февраля.
В результате халатного отношения службы организации перевозок и второго пилота самолет из а/п Горький выпущен с перегрузом на 637 кг. Перегрузка была обнаружена в а/п Казань, где лишний груз с самолета был снят.
В 14:10 самолет был выпущен из Казани в Свердловск с запасом горючего на 5 часов. При составлении плана полета в Казани была рассчитана путевая скорость 235 км/ч. Фактически же, вследствие неправильного прогноза ветра по высотам, к моменту пролета Красноуфимска она составляла 175 км/ч. При пролете Красноуфимска горючего оставалось 420 кг, что вполне обеспечивало полет до Свердловска, до которого оставалось 185 км. Через 20 минут после пролета Красноуфимска, видя, что путевая скорость снижается и зная о повышенном расходе горючего моторами, командир корабля принял безграмотное решение снижаться с эшелона 1800 м, являющегося безопасным для этого участка трассы, до высоты 1200 м, чтобы увеличить путевую скорость. Однако, с уменьшением высоты полета, путевая скорость еще больше снизилась. Пролетев некоторое время на этой высоте и ошибочно приняв ярко освещенный н.п. Ревда за Свердловск, в 17:54 командир корабля передал в а/п Кольцово требование об обеспечении ему внеочередной посадки в Свердловске из-за ограниченного остатка горючего. Получив сообщение от бортрадиста о передаче радиограммы, командир корабля начал самовольно снижаться, предполагая близость а/п Кольцово. Снизившись в районе Ревды до высоты 350 м по барометрическому высотомеру, установленному на давление а/п Кольцово, в 18:00 самолет зацепился за деревья на одной из возвышенностей, превышающей уровень а/д Кольцово на 280-300 м, упал в лес в 13 км западнее ст. Ревда (68 км западнее а/п Кольцово) и потерпел аварию. Командир корабля и второй пилот невредимы, бортмеханик и бортрадист получили легкие ранения. Самолет подлежит списанию. После аварии в бензобаках оставалось более 200 литров горючего.
|