|
|
|
Катастрофа Ан-12Б Тюменского УГА в аэропорту Мыс Каменный |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 01 октября 1970 г.
Время: 19:27
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, ЯНАО, Близ а/п Мыс Каменный
Тип ВС: Ан-12Б
Регистрация ВС: CCCP-11031
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Тюменское УГА, 2-й Тюменский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 259 летного отряда выполнял внерейсовый полет по маршруту Тюмень - Мыс Каменный - Тюмень с целью доставки груза для Ямальской нефтеразведочной экспедиции.
Взлет в Тюмени произведен в 14:32 мск. Посадка – в 17:29. Остаток топлива составлял 6 370 кг. Самолет был разгружен и дозаправлен топливом в количестве 11 600 кг. Взлет произведен в 19:11.
Фактическая погода на момент взлета: облачность 10/10 кучево-дождевая, 400 м, низовая метель, видимость 1 800 м, ветер 355° 12-15 м/с, t=-3°C.
Экипаж доложил о взлете и получил разрешение занять эшелон 6 600 м. В 19:15:21 экипаж доложил: «Отказали два двигателя, посадка у вас». В процессе захода на посадку экипаж доложил высоту 900 м и запросил условия посадки. Диспетчер дал посадочный курс 330° левым кругом, данные об облачности и ее нижней границе и разрешил снижение до 400 м по давлению аэродрома 752 мм рт.ст.
К третьему развороту экипаж подошел на высоте 650 м и был обнаружен диспетчерским радиолокатором на удалении 20 км от ВПП. Экипаж выполнил спаренный третий и четвертый развороты и вышел на курс 330°. На удалении 18 км экипаж доложил: «Вижу полосу». На удалении 17 км: «Выпустил шасси, высота 550 м, снижение». На удалении 8 км: «высота 250 м». На удалении 7 км экипаж запросил длину КПБ и получил ответ, что ее нет. На удалении 6 300 м экипаж доложил: «К посадке готовы». На удалении 5 км диспетчер передал: «Доверните вправо». Экипаж ответил: «Понял Вас, скорость падает». На удалении 4 км диспетчер передал: «Не теряйте высоту». Ответа не последовало и связь с экипажем прекратилась.
Дальнейший полет проходил с уклонением влево со снижением со включенными посадочными фарами. Столкновение с землей произошло в 19:27 в 2 200 м от торца ВПП и в 450 м левее ее оси. Самолет разрушился и частично сгорел. Его основные части обнаружены затонувшими и полузатонувшими в покрытом льдом заболоченном озере. Закрылки при столкновении с землей находились в положении 25°, шасси убраны, створки грузолюка открыты. Двигатели №3 и 4 выведены на взлетный режим.
Комиссией установлено, что в полете произошел отказ двигателей №1 и 2. Экипаж зафлюгировал винты. Заход на посадку осуществлялся в усложненных условиях – ночью, при отсутствии посадочной системы, при сильном порывистом ветре, низовой метели, на ограниченную по длине ВПП (2 000 м), не имеющую КПБ. На удалении 8 км самолет находился низко – на высоте 250 м. Преждевременному снижению могло способствовать наличие сильного порывистого ветра с возможными нисходящими потоками. Экипаж был озабочен преждевременным снижением, что подтверждается последующим запросом о длине КПБ. Стремясь предотвратить падение скорости и снижение, экипаж убрал шасси. Это результата не дало – скорость продолжала падать, а самолет – снижаться. После вынужденного вывода двигателей №3 и 4 на взлетный режим возник разворачивающий момент влево от оси ВПП при недостаточной эффективности управления на скорости ниже эволютивной. Убедившись, что произойдет недолет до ВПП, экипаж открыл створки грузолюка для облегчения эвакуации. Столкновение с землей произошло с левым креном с МК=220° на скорости 220-240 км/ч.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
7 |
7 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-12Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-11031 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
10.07.1967 |
Заводской номер ВС |
7345003 |
Наработка ВС (часы) |
3637 |
Наработка ВС (циклы) |
1768 |
Силовая установка |
Н 2635037 Н 2635036 Н 2635140 Н 2635137 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Тюменское УГА, 2-й Тюменский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Мыс Каменный |
Пункт назначения |
Тюмень (Рощино) |
Начальный пункт маршрута |
Мыс Каменный |
Конечный пункт маршрута |
Тюмень (Рощино) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Вывод комиссии МГА: На основании материалов расследования и результатов исследования двигателей, воздушных винтов и агрегатов установлено, что причиной катастрофы явлился односторонний отказ двух двигателей.
Катастрофе способствовали усложненные погодные условия. В результате сочетания обоих факторов экипаж не имел возможности справиться с пилотированием на заключительном этапе полета.
Определить причину отказа двигателей из-за больших разрушений не представилось возможным. Вероятными причинами отказа двигателей могли быть:
1) Заклинивание перепускных клапанов ФГОТ в процессе эксплуатации, что при забивании сеток фильтрующих элементов привело к уменьшению подачи топлива. Возможно, что забивание сеток фильтров произошло кристаллами льда, поскольку жидкость «И» в топливе не использовалась
2) Самопроизвольный останов двигателей с автофлюгированием воздушных винтов или самопроизвольное флюгирование воздушного винта одного из двигателей и самопроизвольный разряд противопожарного баллона в другой.
Представители МАП не согласились ни с одной из названных вероятных причин. По их выводам причиной катастрофы является неиспользование жидкости «И» при заправке самолета в а/п Рощино, в результате чего произошло забивание фильтрующих элементов кристаллами льда и последующий отказ двигателей №1 и 2 из-за уменьшения подачи топлива. После отказа левых двигателей происходило постепенное забивание фильтров двигателей № 3 и 4. В результате двигатель №3 на взлетный режим вышел, а двигатель №4 вышел только на режим 0,5-0,6 номинала. В аэропорту Рощино допущено нарушение при заправке – не было сделано обязательное при полетах за Полярный круг добавление жидкости «И». Согласно объяснением начальника ГСМ, топливная служба не была поставлена в известность, что полет выполняется за Полярный круг. В аэропорту Мыс Каменный самолет был дозаправлен топливом, содержавшим жидкость «И», но при экспертизе ее содержание в пробах топлива было меньше нормы. Подача топлива к левым двигателям осуществлялась из топливных баков, заправленных в Тюмени, а к правым – из заправленных в Мысе Каменном.
По заключению ГОСНИИ ГА двигатель №4 при столкновении с землей развивал мощность на 45-50° по УПРТ ниже относительно заданной. Специалисты ГОСНИИ ГА сделали заключение, что перепускные клапаны ФГОТ были заклинены из-за попадания в зазор между направляющими клапана и его корпусом окиси железа и отложений, накопившихся в топливной системе в процессе эксплуатации (МАП считает, что это из-за воды, песка и мха, попавших в клапаны во время их пребывания в болоте и в процессе их извлечения). В окончательном выводе ГОСНИИ ГА не делает точного заключения о причинах отказа двигателей и соглашается со всеми названными комиссиями МГА и МАП причинами, как с вероятными.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|