|
|
|
Авария Ми-8МТВ-1 а/к Алроса в Булунском районе Якутии |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 02 марта 2017 г.
Время: 18:35
Страна: Россия
Место происшествия: Республика Саха (Якутия), Булунский район, р-н н.п. Верхнее Молодо
Тип ВС: Ми-8МТВ-1
Регистрация ВС: RA-25129
Авиакомпания: Алроса
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял заказной транспортный рейс по заявке ОАО «Алмазы Анабара» по маршруту Верхнее Молодо – река Сололи – Буровая №3 – Буровая №4 – Приленск – Жиганск – Верхнее Молодо с целью доставки смен вахтовиков на указанные площадки. На борту находились 3 члена экипажа, 2 авиатехника и 19 пассажиров. При заходе на посадку на п.п. Верхнее Молодо на высоте 200 м экипаж выключил один из двигателей по причине его нештатной работы. Работающий двигатель после этого вывести на чрезвычайный режим работы не удалось. В результате вертикальная скорость снижения вертолета стала увеличиваться. В связи с малой высотой и скоростью полета и значительной полетной массой вертолета выполнять полет до посадочной площадки не представлялось возможным в создавшихся условиях. КВС принял решение производить вынужденную посадку перед собой на участок лесного массива. Перед столкновением с деревьями во избежание пожара КВС дал команду экипажу выключить работающий двигатель. В результате авиационного происшествия вертолет получил значительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
21 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8МТВ-1 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-25129 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
30.09.1991 |
Заводской номер ВС |
95745 |
Наработка ВС (часы) |
8250 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
7087882200455 7087883100405 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Алроса |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Жиганск |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
Недостатки, выявленные в ходе расследования:
В пооперационной ведомости на выполнение периодического ТО по форме Ф-2 отсутствует наработка вертолёта и количество посадок;
Вертолёт не оборудован штатной аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, одобренной разработчиком ВС;
Намотка звуконосителя бортового магнитофона П-503Б составляет менее половины объёма, рекомендуемого производителем для эксплуатации магнитофона;
При исследовании агрегата НР-3ВМ № 16403908534 правого двигателя ТВ3-117ВМ № 7087883100405 выявлено, что величины зазоров между плунжером и втулкой ротора, золотниковых пар приемника командного давления и клапана аварийного отключения СМ не соответствуют требованиям РКР (ремонт производился в АО «218АРЗ»);
При исследовании обнаружены некорректные регулировки в эксплуатации упоров положения направляющих аппаратов насоса-регулятора НР-3ВМ № 18110050078 и нижнего гидроцилиндра 0780839180-01 № ВМ38071 левого двигателя, вызывающие асинхронную работу механизма поворота НА.
Особенностями и недостатками организации системы топливообеспечения оперативных аэродромов и посадочных площадок, как правило, являются:
- отсутствие обязательной сертификации ТЗК;
- недостаточный контроль качества топлива при заправке ВС;
- большое разнообразие применяемых несертифицированных средств заправки;
- практическое отсутствие технического обслуживания средств заправки в части контроля фильтроэлементов;
- отсутствие контроля за средствами доставки топлива.
Система ограничения температуры газов перед турбиной двигателя ТВ3-117ВМ является устаревшей и оказалась неэффективной при помпаже левого двигателя. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
АП произошло в результате выполнения вынужденной посадки вертолета с двумя неработающими двигателями на лесной массив, что привело к значительному повреждению ВС.
Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовали следующие факторы:
- попадание постороннего предмета в ГВТ правого двигателя при заходе на посадку, что послужило причиной выключения двигателя экипажем на высоте 180 м (до выключения экипажем правого двигателя параметры его работы не превышали предельно допустимых). Природу предмета, попавшего на вход правого двигателя, установить не представилось возможным;
- отказ (признаки отказа начали проявляться задолго до дня авиационного происшествия (с 09.02.2017) агрегата НР-3ВМ левого двигателя в виде зависания механизма разворота углов направляющего аппарата из-за заклинивания золотника во втулке приёмника давления, приведший при выходе двигателя на ЧР после выключения правого двигателя к возникновению эффекта помпажа с последующей потерей мощности. Причиной заклинивания золотника приёмника давления агрегата НР-3ВМ явилась эксплуатация на топливе с повышенным содержанием частиц загрязнителя. Источник загрязнений установить не представилось возможным;
- отсутствие контроля со стороны экипажей за режимами работы двигателей в предыдущих и аварийном полетах;
- отсутствие контроля за работоспособностью авиационной техники по СОК (действующая в эксплуатации программа экспресс-анализа информации СДК-8 вертолетов Ми-8МТВ не позволяет обнаруживать колебания частоты вращения роторов турбокомпрессоров двигателей и температуры газов более допустимых).
Действия КВС на заключительном этапе полета не соответствовали положениям РЛЭ вертолёта Ми-8МТВ при выполнении посадки с двумя неработающими двигателями: при отказе двигателей КВС допустил падение частоты вращения НВ перед посадкой до 75%, что обусловило приземление ВС с повышенной вертикальной скоростью снижения.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|