Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8МТВ-1 а/к Алроса в Булунском районе Якутии
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  02 марта 2017 г.
Время:  18:35
Страна:  Россия
Место происшествия:  Республика Саха (Якутия), Булунский район, р-н н.п. Верхнее Молодо
Тип ВС:  Ми-8МТВ-1
Регистрация ВС:  RA-25129
Авиакомпания:  Алроса
 


Описание
    Экипаж выполнял заказной транспортный рейс по заявке ОАО «Алмазы Анабара» по маршруту Верхнее Молодо – река Сололи – Буровая №3 – Буровая №4 – Приленск – Жиганск – Верхнее Молодо с целью доставки смен вахтовиков на указанные площадки. На борту находились 3 члена экипажа, 2 авиатехника и 19 пассажиров. При заходе на посадку на п.п. Верхнее Молодо на высоте 200 м экипаж выключил один из двигателей по причине его нештатной работы. Работающий двигатель после этого вывести на чрезвычайный режим работы не удалось. В результате вертикальная скорость снижения вертолета стала увеличиваться. В связи с малой высотой и скоростью полета и значительной полетной массой вертолета выполнять полет до посадочной площадки не представлялось возможным в создавшихся условиях. КВС принял решение производить вынужденную посадку перед собой на участок лесного массива. Перед столкновением с деревьями во избежание пожара КВС дал команду экипажу выключить работающий двигатель. В результате авиационного происшествия вертолет получил значительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 21 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/c6e/report_ra-25129.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8МТВ-1
Регистрационный номер (id) ВС RA-25129
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 30.09.1991
Заводской номер ВС 95745
Наработка ВС (часы) 8250
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 7087882200455 7087883100405


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Алроса
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Жиганск
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     Недостатки, выявленные в ходе расследования:
    В пооперационной ведомости на выполнение периодического ТО по форме Ф-2 отсутствует наработка вертолёта и количество посадок;
    Вертолёт не оборудован штатной аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, одобренной разработчиком ВС;
    Намотка звуконосителя бортового магнитофона П-503Б составляет менее половины объёма, рекомендуемого производителем для эксплуатации магнитофона;
    При исследовании агрегата НР-3ВМ № 16403908534 правого двигателя ТВ3-117ВМ № 7087883100405 выявлено, что величины зазоров между плунжером и втулкой ротора, золотниковых пар приемника командного давления и клапана аварийного отключения СМ не соответствуют требованиям РКР (ремонт производился в АО «218АРЗ»);
    При исследовании обнаружены некорректные регулировки в эксплуатации упоров положения направляющих аппаратов насоса-регулятора НР-3ВМ № 18110050078 и нижнего гидроцилиндра 0780839180-01 № ВМ38071 левого двигателя, вызывающие асинхронную работу механизма поворота НА.
    Особенностями и недостатками организации системы топливообеспечения оперативных аэродромов и посадочных площадок, как правило, являются:
    - отсутствие обязательной сертификации ТЗК;
    - недостаточный контроль качества топлива при заправке ВС;
    - большое разнообразие применяемых несертифицированных средств заправки;
    - практическое отсутствие технического обслуживания средств заправки в части контроля фильтроэлементов;
    - отсутствие контроля за средствами доставки топлива.
    Система ограничения температуры газов перед турбиной двигателя ТВ3-117ВМ является устаревшей и оказалась неэффективной при помпаже левого двигателя.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     АП произошло в результате выполнения вынужденной посадки вертолета с двумя неработающими двигателями на лесной массив, что привело к значительному повреждению ВС.
    Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовали следующие факторы:
    - попадание постороннего предмета в ГВТ правого двигателя при заходе на посадку, что послужило причиной выключения двигателя экипажем на высоте 180 м (до выключения экипажем правого двигателя параметры его работы не превышали предельно допустимых). Природу предмета, попавшего на вход правого двигателя, установить не представилось возможным;
    - отказ (признаки отказа начали проявляться задолго до дня авиационного происшествия (с 09.02.2017) агрегата НР-3ВМ левого двигателя в виде зависания механизма разворота углов направляющего аппарата из-за заклинивания золотника во втулке приёмника давления, приведший при выходе двигателя на ЧР после выключения правого двигателя к возникновению эффекта помпажа с последующей потерей мощности. Причиной заклинивания золотника приёмника давления агрегата НР-3ВМ явилась эксплуатация на топливе с повышенным содержанием частиц загрязнителя. Источник загрязнений установить не представилось возможным;
    - отсутствие контроля со стороны экипажей за режимами работы двигателей в предыдущих и аварийном полетах;
    - отсутствие контроля за работоспособностью авиационной техники по СОК (действующая в эксплуатации программа экспресс-анализа информации СДК-8 вертолетов Ми-8МТВ не позволяет обнаруживать колебания частоты вращения роторов турбокомпрессоров двигателей и температуры газов более допустимых).
    Действия КВС на заключительном этапе полета не соответствовали положениям РЛЭ вертолёта Ми-8МТВ при выполнении посадки с двумя неработающими двигателями: при отказе двигателей КВС допустил падение частоты вращения НВ перед посадкой до 75%, что обусловило приземление ВС с повышенной вертикальной скоростью снижения.
   
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.