|
|
|
Катастрофа Ан-12Б Полярного управления ГА близ Амдермы |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 13 ноября 1969 г.
Время: 02:33
Страна: СССР
Место происшествия: Архангельская область, НАО, 15 км от аэропорта Амдерма
Тип ВС: Ан-12Б
Регистрация ВС: СССР-11376
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Полярное управление ГА, Шереметьевский ОАО
Рейс: 5009
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 247 летного отряда выполнял полет по перевозке груза по маршруту Шереметьево – Амдерма – Хатанга – Магадан - Якутск. Загрузка весом 10 776 кг состояла из фруктов (виноград, груши, лимоны), а также импортных счетных машин и столов к ним.
В 22:50 мск 12 ноября экипаж произвел взлет в а/п Шереметьево и после набора высоты занял эшелон 8 400 м. Кроме экипажа на борту находились двое сопровождающих груз и один неоформленный пассажир – пилот Певекского ОАО.
После установления связи с РДП Амдермы на борт передана фактическая погода: облачность 10 баллов, слоисто-кучевая, 420 м, видимость – 10 км и дано разрешение на снижение до высоты перехода. Подтвердив получение, в 02:15 мск экипаж приступил к снижению до 1 200 м и в 02:26 доложил о занятии этой высоты. Диспетчер КДП сообщил удаление 33 км и разрешил снижение до 600 м по давлению 759 мм рт.ст. к третьему развороту и заход на посадку с МК=254°.
В 02:30 экипаж доложил высоту 600 м и курс 344° и получил указание снижаться до 400 м, а в 02:31:23 - выполнять четвертый разворот. Подтверждение в 02:31:26 было последним сообщением с борта. Самолет был обнаружен в тундре в 15 км от ВПП на линии посадочного курса разрушенным и сгоревшим. Он снижался по прямолинейной траектории. Столкновение с землей произошло на большой скорости с левым креном более 40° с выпущенными шасси и убранными закрылками. Разброс обломков составил 540 м в длину и 180 м в ширину с МК=275°.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
9 |
9 |
Пассажиры |
3 |
3 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-12Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-11376 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
21.01.1965 |
Заводской номер ВС |
402406 |
Наработка ВС (часы) |
6657 |
Наработка ВС (циклы) |
2109 |
Силовая установка |
Н 2535101 Н 2325256 С 2445082 С 2445073 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
5009 |
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Полярное управление ГА, Шереметьевский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (Шереметьево) |
Пункт назначения |
Амдерма |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Шереметьево) |
Конечный пункт маршрута |
Якутск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Комиссия сделала заключение, что причину катастрофы установить не представлюсь возможным.
Наиболее вероятными причинами могли быть:
1) Несимметричный выпуск закрылков
2) Рассоединение тяги управления рулем высоты
3) Самопроизвольное включение автопилота в процессе четвертого разворота.
В приказе МГА №053 от 02.10.1970 г. о катастрофах самолетов Ан-12 №11376 (13.11.1969) и №11381 (06.12.1969) указывается, что обе катастрофы произошли при аналогичных обстоятельствах. В обоих случаях после четвертого разворота на самолетах возникла скоротечная аварийная ситуация, которая и привела катастрофам. Самолеты столкнулись с землей на больших скоростях с убранными закрылками и выпущенными шасси.
Исследованиями разрушенных деталей самолетов в лабораторных условиях, а также длительными повторными эксплуатационными испытаниями, проведенными в ГосНИИ ГА, было установлено, что при летных происшествиях имели место сваливания самолетов в процессе четвертого разворота или при выходе из разворота.
Наиболее вероятными причинами сваливания могли быть:
- наличие льда на крыле при выполнении четвертого разворота с неотклоненными закрылками на скорости полета 280-300 км/ч при угле крена до 30°;
- наличие льда на стабилизаторе, приводящего к «клевку» самолета при довыпуске закрылков до 30-35°. В этом случае сваливание наступает при энергичном выводе из «клевка» в сочетании с одновременной уборкой закрылков. Сваливание может наступить и при плавном выводе из «клевка», если лед находится также и на крыле.
22.01.1971 г и 31.01.1971 г при аналогичных обстоятельствах произошли еще две катастрофы самолетов Ан-12 (№11000 и №12996). В обоих случаях комиссиям удалось установить, что причинами катастрофы явилось сваливание самолетов после окончания стандартного разворота в результате отложения льда на носке профиля крыла.
В приказе МГА №013 от 19.03.1971 г. по результатам расследования этих катастроф указывается, что катастрофы самолетов Ан-12 13.11.1969 г. и 06.12.1969 г. произошли при аналогичных обстоятельствах. Во всех этих случаях самолеты выполняли заход на посадку ночью в облаках с влажностью от 86 до 98% при температуре воздуха от -6 до -11°С, где в первом случае имелись условия для обледенения, а во втором - оно фактически было определено.
Аварийная ситуация возникла неожиданно для экипажа на высоте круга и развивалась скоротечно.
При этом в двух случаях в 1969 г противообледенительная система крыла не была включена, а в двух последних случаях при включенной ПОС краны отбора воздуха от двигателей были открыты лишь частично.
Таким образом, с учетом материалов ранее проведенных расследований следует считать, что все указанные летные происшествия явились результатом одной и той же причины - сваливания самолета с обледеневшим крылом. Это связано с недостаточными исследованиями и испытаниями самолетов Ан-12 по уточнению их аэродинамических характеристик при полете с обледеневшим крылом, недостатками документов, регламентирующих летную эксплуатацию самолета, а также с его определенными конструктивными недоработками.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|