|
|
|
Катастрофа Як-12М Северо-Кавказского ТУ ГВФ в Урус-Мартановском районе ЧИАССР |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 03 ноября 1963 г.
Время: 08:30
Страна: СССР
Место происшествия: Чечено-Ингушская АССР, Урус-Мартановский район, совхоз "Красноармейский"
Тип ВС: Як-12М
Регистрация ВС: СССР-62664
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, Грозненский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот Грозненского ОАО СКТУ ГВФ после двухдневного отдыха 03.11.1963 г. прибыл в 07:15 на оперативную точку совхоза «Красноармейский» Урус-Мартановского ПО ЧИАССР на автомашине совхоза вместе с авиатехником и обслуживающей бригадой для полетов по рассеву минеральных удобрений. Перед началом полетов пилот провел инструктаж бригады с указанием обрабатываемого участка по расстановке и переходу сигнальщиков. После предполетного технического обслуживания и загрузки самолета минеральными удобрениями пилот произвел в 08:25 в простых метеоусловиях. Фактическая видимость была не менее 5 км.
После взлета и набора высоты около 100 м пилот произвел левый разворот на 180° в сторону обрабатываемого участка. Подлежащее обработке поле длиной 1200 м находилось правее по направлению полета от автострады. Через поле вдоль автострады проходит ЛЭП. В дальнейшем ЛЭП поворачивает влево и пересекает автостраду. Участок поля между ЛЭП и автострадой не подлежит обработке с воздуха. Производя полет вдоль ЛЭП и автострады (между ними) со снижением до высоты 25 м, пилот стал производить обработку этого участка, непредусмотренного заданием, без сигнальщиков, которые находились справа по направлению полета от ЛЭП на расстоянии 50 м. Пролетев 250 м, пилот отвлекся от пилотирования самолета за обзором передней полусферы и зацепился за ЛЭП, пересекающую направление полета. В результате столкновения с ЛЭП самолет с левым разворотом упал на обочине автострады, скапотировал, остановился в перевернутом положении на противоположной обочине, разрушился и сгорел. Пилот в бессознательном состоянии доставлен в больницу, где скончался. Катастрофа произошла в 08:30 мск.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-12М |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-62664 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
18.01.1957 |
Заводской номер ВС |
|
Наработка ВС (часы) |
3991 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
ИС32863 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, Грозненский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
При расследовании установлено, что пилот, в нарушение НПП ГА-58 §468 не сделал обзорного облета участка для определения местонахождения и взаимного расположения сигнальных знаков, в нарушение §472 п. «а» и «в» выполнял полет вдоль ЛЭП на удалении 25 м и обрабатывал участок с пересечением высоковольтной линии.
Данному происшествию способствовало:
- неудовлетворительная организация летной работы в Грозненском ОАО. В нарушение руководящих документов пилот, работающий первый год, был допущен к полетам над сложным участком с наличием ЛЭП и без специальной инструкции, устанавливающей правила полетов (заходов) по его обработке;
- вопреки требований оргметодических указаний была допущена сменная работа двух пилотов разных звеньев на одном самолете, без должного контроля со стороны командно-руководящего состава;
- пилот допущен к АХР в нарушение приказа ГУ ГВФ №662-61 г. без самостоятельного налета 50 часов с грузом.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной катастрофы явилось столкновение самолета с ЛЭП.
Главной причиной катастрофы явилось грубейшее нарушение пилотом требований НПП ГА-58, §§ 468, 472 п. «а» и «в» и Руководства по АХР.
Способствующие причины: плохая организация летной работы, низкий уровень дисциплины части командного и летного состава, неудовлетворительная постановка воспитательной работы и слабая требовательность командного состава.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|