Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Армянской ОАГ ГВФ в районе Кафана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  31 августа 1963 г.
Время:  15:47
Страна:  СССР
Место происшествия:  Армянская ССР, район Кафана
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-01154
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Армянская отдельная авиагруппа ГВФ
 


Описание
    Экипаж 36 АЭ Армянской ОАГ ГВФ выполнял транспортный полет по МВЛ Ереван – Сисиан – Горис – Кафан и обратно. Прогноз погоды и фактическая погода по трассе соответствовали минимуму.
    В 13:25 самолет вылетел из Еревана и в 14:30 произвел посадку в Кафане. При полете экипаж наблюдал заметное ухудшение погоды на перевале, потому при вылете из Кафана проявлял спешку. Приняв на борт 11 взрослых пассажира, 3 детей в возрасте до пяти лет и 36 кг ручной клади, экипаж в 14:38 произвел взлет. Полетный вес и центровка не выходили за установленные пределы. Хотя наблюдалось ухудшение погоды с северо-западной части трассы, погода соответствовала минимуму. Фактическая погода а/п Кафан за 14:30 была: облачность 10/10 баллов с просветами, слоисто-кучевая и кучевая высотой 1600 м от уровня аэродрома, ветер юго-восточный 2 м/с, давление 698,8 мм рт.ст., температура +25°С. Высота нижней кромки облачности над перевалом, по данным экипажа, была 2250-2300 м по давлению 760 мм рт.ст.
    После взлета и набора высоты 200 м над уровнем аэродрома по прямой, командир самолета начал производить правый разворот с креном до 30-40°, фактически без набора высоты. Выйдя на курс 15°, пилот доложил о занятии высоты 1200-1300 м по давлению 760 мм рт.ст. и получил разрешение лечь на курс. Выполнение данного маневра явилось грубым нарушением схемы набора высоты над а/д Кафан, предусматривающей набор высоты 1700 м по давлению 760 мм рт.ст. Доложенная высота 1200-1300 м не соответствовала действительности и фактически была не более 1000-1050 м по давлению 760 мм рт.ст. Командир самолета, вместо исправления допущенного нарушения схемы набора, продолжал усугублять положение за счет полета на недозволенно низкой высоте, уклоняясь от трассы. В результате самолет вошел в ущелье. Второй пилот, пытавшийся вмешаться в управление для прекращения нарушения, был грубо сдёрнут и отстранен от управления. Ввиду того, что рельеф местности резко возвышался, командир самолета был вынужден производить полет на режиме работы двигателя, близком к взлетному. В результате температура головок цилиндров увеличилась до 230-240°, температура масла – до 90°. Приборная скорость полета колебалась от 130 до 110 км/ч. Не имея возможности выйти из ущелья и встретив на пути скалу, пилот принял решение произвести правый разворот. Во время разворота, увидев перед собой гору, командир самолета полностью дал газ и обороты, резко потянул штурвал на себя. За счет этого удалось перелететь данную гору, но скорость полета была потеряна. Самолет резко провалился, зацепил за деревья на высоте 1250 м по давлению 760 мм рт.ст., упал на склон горы и сгорел. Один взрослый пассажир погиб во время удара. После удара и возникновения пожара пассажиров охватила паника. Экипаж, особенно второй пилот, проявил хладнокровие и выдержку, все оставшиеся в живых пассажиры были спасены – вытащены ими через разбитое окно пилотской кабины. Один ребенок получил переломы руки и ноги. Остальные спасенные пассажиры и члены экипажа имеют легкие ушибы. Место катастрофы находилось в 5,5 км от установленной трассы. Катастрофа произошла в 14:47 мск (15:47 местного времени).
    Командир самолета достал барограф, сжег его и барограмму и уговорил второго пилота подтвердить его ложные показания об отказе двигателя в полете, заявив тому, что его дядя (занимающий руководящую должность) поможет. Комиссия в ходе расследования, проведя исследование узлов и агрегатов двигателя и летный эксперимент, установила неискренность командира экипажа. При повторном опросе второй пилот дал показания о действительном развитии ситуации в полете.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 14 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01154
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.06.1957
Заводской номер ВС 18047309
Наработка ВС (часы) 4305
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЛ111483


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Армянская отдельная авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Кафан
Пункт назначения Горис
Начальный пункт маршрута Кафан
Конечный пункт маршрута Ереван


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы является грубое нарушение командиром самолета требований НПП ГА-58, §§ 94, 219, 231, ИПП на МВЛ Армянской ОАГ ГВФ и схемы набора высоты а/д Кафан.
    Сопутствующими причинами являются:
    - недостаточный контроль за выполнением полетов экипажами со стороны командира 36 АЭ;
    - слабый контроль за режимом полетов со стороны штурмана 36 АЭ, неполноценный анализ барограмм;
    - невыполнение своих прямых обязанностей по руководству движением самолетов начальником а/п Кафан;
    - несвоевременное выявление нарушений в легкомоторной авиации Армянской ОАГ ГВФ со стороны инспектора ЛШО, закрепленного за 36 и 37 АЭ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.