|
|
|
Катастрофа Ми-1М Восточно-Сибирского ТУ ГВФ в Мензе |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 21 сентября 1963 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Читинская область, Красночикойский район, 2 км от а/п Менза
Тип ВС: Ми-1М
Регистрация ВС: СССР-68076
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Улан-Удэнский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 183 летного отряда Улан-Удэнского ОАО ВСТУ ГВФ выполнял транспортно-связные полеты по обслуживанию геологической партии с базированием на а/д МВЛ Менза Красночикойского района Читинской области. 20 сентября 1963 г. по заявке Красночикойской больницы в 10:40 мск пилот вылетел в Красный Чикой, откуда должен был выполнить санзадание в н.п. Усть-Увалистая. В связи с предполагаемой ночевкой в Красном Чикое пилот взял авиатехников для обслуживания вертолета.
Посадка в Красном Чикое произведена в 11:39. В 13:00 пилот с врачом вылетел по заданию. Вследствие ограниченности светлого времени, оставив врача в Усть-Увалистой, пилот вернулся в Красный Чикой в 13:35 и остался на ночевку.
Утром 21 сентября в 02:55 мск (08:55 местного времени) пилот вылетел в Усть-Увалистую за врачом и больным, с которыми вылетел в Красный Чикой и произвел там посадку в 04:31 мск. После стоянки около 1 часа, в 05:35 пилот с двумя авиатехниками вылетел в Мензу. Взлет и набор высоты выполнялся с грубыми нарушениями установленных правил полетов. В момент разгона скорости пилот допустил касание передним колесом о землю, а выполнение разворота начал с высоты 3…5 м с увеличением крена до 30°. Подлетая к а/д Менза, пилот стал выполнять недозволенные эволюции в виде горок на снижении и при выполнении полета по кругу, а также развороты с недопустимо большим креном. Во время выполнения одного из очередных разворотов с недопустимо большим креном пилот с пилотированием вертолета не справился. Вертолет с большой вертикальной и поступательной скоростью и небольшим левым креном ударился о землю в 2 км от аэродрома. Разрушаясь, вертолет с небольшими отделениями от земли переместился на 80 м от места первого удара. Авиатехник погиб, пилот и авиатехник-стажер получили тяжелые ранения.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-1М |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-68076 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.05.1959 |
Заводской номер ВС |
96801309М |
Наработка ВС (часы) |
1380 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Н-81354 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Улан-Удэнский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Красный Чикой |
Пункт назначения |
Менза |
Начальный пункт маршрута |
Красный Чикой |
Конечный пункт маршрута |
Менза |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что вечером 20 сентября пилот и авиатехники, вместо положенного отдыха, распивали спиртные напитки. Пилот ночью в пилотской комнате не ночевал и утром прибыл прямо на аэродром. Авиатехники, пробыв до глубокой ночи у знакомых женщин, вернулись в состоянии опьянения. При поступлении пилота в Красночикойскую больницу в связи с катастрофой установлено у него наличие алкогольного опьянения. Также установлено, что перед вылетом 21 сентября в Усть-Увалистую пилот оставил авиатехнику-стажеру деньги для закупки 1 литра водки с целью ее распития перед вылетом в Мензу и угощения начальника площадки. На основании поведения пилота после взлета в а/п Красный Чикой и в районе а/д Менза есть основания полагать, что он с начальником аэродрома и авиатехниками распивал спиртные напитки перед вылетом (начальник аэродрома это отрицает). Это подтверждается показаниями свидетелей, которые заявляют, что после вылета вертолета в Мензу от начальника площадки исходил запах алкоголя, с утра этого запаха не было, начальник аэродрома перед вылетом все время находился возле пилота, а после их вылета самовольно, без оформления билета улетел пассажиром на Як-12 Читинского ОАО в Мензу. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственными причинами катастрофы являются полет в нетрезвом состоянии и выполнение пилотом недозволенных эволюций.
Главными причинами катастрофы являются:
1) Недисциплинированность пилота, выразившаяся в распитии спиртных напитков при выполнении летного задания и выполнении полета в нетрезвом состоянии.
2) Преступная недисциплинированность начальника а/д Красный Чикой, выразившаяся в принятии участия в распитии спиртных напитков с экипажем перед вылетом.
Способствующая причина: низкая требовательность и поверхностный контроль работы экипажей со стороны командования АЭ.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|