19 сентября 1963 г. экипаж 164 летного отряда Сергелийского ОАО УзТУ ГВФ и пилот-инструктор прибыли на оперативную точку Бричмулла Вернечирчикского района Ташкентской области для выполнения транспортных полетов в горной местности по обслуживанию Чаткальской ГРЭ. 20 сентября пилот-инструктор проводил с экипажем провозные полеты. 21 сентября экипаж в 05:50 мск самостоятельно вылетел из Бричмуллы на п.п. Ташкескен, расположенную в 60 км южнее оперативной точки. На борту находилось 3 работника экспедиции и 350 кг груза (доски). Загрузка и центровка вертолета не превышали установленные нормы.
Прогноз погоды по маршруту и пункту посадки с 3 до 9 часов предусматривал: облачность 0-5 баллов верхняя, видимость 4-10 км, ветер неустойчивый 20-25 км/ч. Фактическая погода по пункту посадки была: ясно, видимость более 10 км, ветер юго-восточный 2-3 м/с, температура воздуха +10°С. Посадочная площадка Ташкескен расположена в горной местности на высоте 2400 м.
Перед заходом на посадку командир вертолета выполнил контрольный круг на истинной высоте 100 м, определил по дыму направление ветра и начал производить заход и расчет на посадку с курсом 140°. Убедившись в неправильности расчета, командир вертолета принял решение уйти на второй круг. В момент ухода на второй круг в конце площадки вертолет коснулся колесами земли. При этом касании мощность несущего винта была использована полностью. Командир вертолета, пытаясь увеличить мощность, перетяжелил несущий винт и произвел отворот вправо, чем уменьшил мощность, передаваемую на несущий винт. Полетный вес вертолета соответствовал уходу на второй круг при условии использования воздушной подушки над площадкой, но ввиду приземления в конце площадки при наличии резкого уклона более 30° воздушная подушка исчезла. Полетный вес для данных условий стал больше допустимого на 450 кг. В результате перетяжеления несущего винта, отворота вправо, увеличения полетного веса выше допустимого для данных условий, командир вертолета создал условия, способствовавшие значительной просадке вертолета. Потеря высоты была усугублена наличием нисходящего потока воздуха. В результате просадки вертолет потерял высоту и приблизился к противоположному склону ущелья. В момент разворота вертолет столкнулся левым колесом основного шасси и хвостовым винтом за выступ противоположного склона ущелья в 200 м от посадочной площадки. От удара левое колесо основного шасси и хвостовой винт с редуктором оторвались и вертолет начал вращаться вокруг вертикальной оси. Вращаясь, вертолет набрал высоту 15-20 м, перешел в беспорядочное вращение, упал в ущелье примерно в 300 м от площадки и загорелся. При вращении 3 пассажира были выброшены в открывшийся задний люк, упали на острые камни и погибли. Члены экипажа получили тяжелые ранения. Бортмеханик скончался на второй день в больнице от тяжелых ранений и ожогов. Вертолет полностью разрушился и сгорел. Катастрофа произошла в 06:20 мск (09:20 местного времени).
|