|
|
|
Катастрофа Як-12М Уральского ТУ ГВФ в районе Кургана |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 27 июля 1963 г.
Время: 07:22
Страна: СССР
Место происшествия: Курганская область, район пос. Глот, 18 км северо-западнее а/п Курган
Тип ВС: Як-12М
Регистрация ВС: СССР-05716
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Уральское территориальное управление ГВФ, Курганская ОАЭ
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот Курганской ОАЭ Уральского ТУ ГВФ выполнял почтовый полет по северному почтовому кольцу Курганской области по маршруту Курган – Мехонское – Шатрово – Ольховка – Уксянское – Курган. Он прибыл в а/п Курган в 03:50 мск, в 04:00 прошел медосвидетельствование. Фельдшер аэропорта, проведя освидетельствование, отметила в задании «здоров». Пройдя предполетную подготовку, ознакомившись с метеообстановкой, пилот принял решение на выполнение полета. Диспетчер АДП разрешение на полет подписал.
Прогноз погоды по маршруту с 5 до 9 часов предусматривал: погода обусловлена тыловой частью циклона, облачность 4-7 баллов, разорвано-слоистая высотой 200-300 м и 5-10 баллов средняя, видимость 4-10 км, ветер 20-40° 30-40 км/ч.
В 04:20 в самолет загрузили 165 кг груза (ящики с витаминами в стеклянных пузырьках) и 60 кг почты (письма, газеты). Полетный вес составлял 1488 кг, центровка 38,7% САХ, что не выходило за установленные нормы.
Предполетное обслуживание самолета производил авиамеханик-стажер под контролем сменного инженера и техника-бригадира. После проведения предполетной подготовки самолета сменный инженер ушел на другой самолет, а стажер ушел оформлять карту-наряд на техническое обслуживание самолета в техническую комнату. Оставшийся у самолета техник-бригадир пришвартовал правую плоскость, так как с правой стороны был ветер 7-8 м/с. После этого он направился в здание технической службы. Шедшим навстречу пилоту и авиамеханику-стажеру о том, что пришвартовал правую плоскость, техник-бригадир не сказал. Пилот подписал карту-наряд в технической комнате и, вернувшись к самолету, не проведя его контрольный осмотр, сел в пилотскую кабину и дал команду авиамеханику-стажеру убрать колодки. После выполнения этой команды авиамеханик-стажер встал с левой стороны самолета. Пилот, запустив двигатель, не опробовал его и по разрешению диспетчера КДП начал выруливать. Самолет прорулил по прямой около 1,5 м, развернулся вправо под 35-40° и остановился. По команде пилота авиамеханик-стажер отшвартовал правую плоскость и выпустил самолет в рейс.
Взлет был произведен в 05:13 с МК=20°. Набрав по прямой высоту 100 м, пилот развернулся на курс следования 312° с набором высоты, по разрешению КДП. Больше связи с самолетом не было.
В 06:10 в аэропорт сообщили по телефону о падении самолета в районе пос. Глот. Самолет был обнаружен разрушенным. Пилот погиб. Катастрофа произошла через 9 минут после взлета (в 05:22).
По показаниям местных жителей, наблюдавших полет, разрушение самолета произошло в воздухе и началось с отделения правой плоскости от самолета. Разрушенный самолет найден в болоте в 18 км от а/п Курган с МК=312°. Самолет столкнулся с землей в перевернутом положении под углом 45° вправо к линии полета. Двигатель и передняя часть фюзеляжа погрузились в болото на глубину 1,5 м.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-12М |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-05716 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
27.10.1955 |
Заводской номер ВС |
02513 |
Наработка ВС (часы) |
4785 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
КИ 136143 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Уральское территориальное управление ГВФ, Курганская ОАЭ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Курган |
Пункт назначения |
Мехонское |
Начальный пункт маршрута |
Курган |
Конечный пункт маршрута |
Курган |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Комиссия установила:
1) Разрушение самолета началось в воздухе на высоте 250-300 м с правой плоскости, которая находилась в 450 м от места падения самолета с МК=132°.
2) Фактическая погода, переданная с борта Ан-2 №02207, пролетавшего пос. Глот в 05:18 на высоте 300 м, была: облачность 7 баллов слоисто-кучевая высотой 400-450м, видимость более 10 км, ветер северный 30-40 км/ч. Явления погоды отсутствовали.
3) На основании анализа материалов расследования и осмотра разрушенных частей самолета комиссия считает, что непосредственной причиной катастрофы является отделение правой части крыла в воздухе. Причиной отделения крыла от самолета в воздухе явилось разрушение верхнего узла крепления правого переднего подкоса с последующим разрушением заднего подкоса и узлов крепления крыла к фюзеляжу самолета.
Наиболее вероятной причиной разрушения верхнего узла крепления правого переднего подкоса являются усилия, приложенные в нерасчетной плоскости указанного узла при попытке самолета к выруливанию с пришвартованной правой плоскостью за этот узел.
Комиссия отмечает конструктивный недостаток верхнего узла крепления правого переднего подкоса, который является одним из основных узлов, поддерживающих крыло, и одновременно используется для крепления швартовочного узла, что в условиях эксплуатации приводит к дополнительным нагрузкам в нерасчетной плоскости (на стоянках самолетов при сильных порывах ветра). Подобный случай разрушения вышеуказанного узла при выруливании с пришвартованной правой плоскостью имел место в Курганском аэроклубе в 1959 г., что привело к обрыву узла на земле.
4) Причиной, способствовавшей ЛП, является нарушение действующих документов, регламентирующих техническое обслуживание и летную эксплуатацию самолетов Як-12.
Виновники:
- техник-бригадир и сменный инженер, допустившие выпуск самолета авиамехаником-стажером без их непосредственного контроля;
- пилот, нарушивший требования РЛЭ Як-12М, раздел «подготовка двигателя к запуску», п.1
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|