|
|
|
Катастрофа Ан-12 а/к Аэро-Ника в районе Усть-Илимска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 29 октября 1994 г.
Время: 21:30
Страна: Россия
Место происшествия: Иркутская область, близ Усть-Илимска
Тип ВС: Ан-12А
Регистрация ВС: RA-11790
Авиакомпания: Аэро-Ника
|
|
|
|
|
Описание |
Самолет-лаборатория Ан-12 №11790, принадлежащий АО "Ермолинское летно-исследовательское испытательное предприятие", находился в аренде у а/к "Аэро-Ника", подконтрольной Московскому РУ ВТ, и использовался для коммерческих грузоперевозок. Выполнялся рейс по маршруту Южно-Сахалинск - Усть-Илимск - Омск - Ермолино. На борту находились 9 членов экипажа акционерного общества "ЕЛИИП", 14 пассажиров, 8 600 кг груза (рыба), 2 легковых автомобиля и 2 микроавтобуса.
Взлетная масса самолета при вылете из Южно-Сахалинска превышала на 7 400 кг предельно допустимую. При подходе к а/п Усть-Илимск экипаж допустил следующие отклонения от технологии работ:
- не сообщил посадочные данные самолета;
- не уточнил условия захода и посадки в сложившихся метеоусловиях;
- не распределил обязанности по пилотированию и контролю за полетом между членами экипажа.
На удалении 80 км диспетчер сообщил об уменьшении видимости на полосе до 1 200 м (что не соответствовало минимуму командира), а затем дал Ксц=0,26 (минимально допустимое значение коэффициента сцепления на полосе для данного типа самолета равно 0,3). Диспетчер запросил решение о продолжении полета. Командир решил продолжить заход, который происходил при нижней границе облаков 120 м, видимости 1 500 м в условиях ливневого снега. На удалении 13 км экипаж выполнил четвертый разворот и вышел на курс посадки с углом сноса (-8)°. Второй пилот проинформировал командира, что выдерживание необходимой приборной скорости на глиссаде он берет на себя, однако не справился с решением этой задачи. Не выполнив карты контрольных проверок, экипаж доложил диспетчеру о готовности к посадке, направив внимание на устранение бокового уклонения и не замечая недопустимого уменьшения скорости и высоты полета. После доклада экипажа о проходе ДПРС связь с ним прекратилась. Самолет столкнулся с восточным склоном небольшой возвышенности, расположенной прямо по курсу посадки на удалении 2 100 м от входного торца ВПП, продолжил движение по земле 230 м через вершину возвышенности, остановился на западном склоне и разрушился. Возникшим пожаром фюзеляж самолета полностью уничтожен. Экипаж и все пассажиры погибли.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
9 |
9 |
Пассажиры |
14 |
14 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-12А |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-11790 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
28.12.1961 |
Заводской номер ВС |
1400302 |
Наработка ВС (часы) |
7748 |
Наработка ВС (циклы) |
3966 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэро-Ника |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Южно-Сахалинск (Хомутово) |
Пункт назначения |
Усть-Илимск |
Начальный пункт маршрута |
Южно-Сахалинск (Хомутово) |
Конечный пункт маршрута |
Ермолино |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной АП явилось преждевременное снижение самолета на участке между ДПРМ и БПРМ и столкновение его с землей из-за потери экипажем контроля за высотой и скоростью полета при заходе на посадку ночью в СМУ при сочетании следующих факторов:
• нарушение взаимодействия между членами экипажа, явившееся следствием как неполного выполнения предпосадочной подготовки, не обеспечившего четкого распределения функций по контролю за полетом между членами экипажа, так и недостаточным опытом летной работы на самолете Ан-12 у второго пилота и штурмана корабля;
• нарушение технологии работы экипажем при полете по глиссаде:
а) второй пилот принятую на себя функцию по выдерживанию скорости полета по глиссаде практически не выполнял и управлял режимами работы двигателей с нарушением требований РЛЭ Ан-12, что привело к недопустимому снижению поступательной скорости и увеличению вертикальной скорости снижения;
б) штурман корабля выдавал нечеткие команды по выдерживанию курса, не производил оценку высоты, поступательной и вертикальной скорости снижения и не обеспечил своевременного информирования экипажа об опасном отклонении этих параметров от расчетных значений;
в) бортмеханик работу силовых установок не контролировал и за правильным использованием режимов работы двигателей не следил.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|