|
|
|
Катастрофа Ми-4 Казахского ТУ ГВФ в районе Самарканда |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 19 февраля 1957 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Узбекская ССР, хребет Нуратау, 80 км северо-восточнее Самарканда
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-Л0520
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское территориальное управление ГВФ, 191 ао
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 191 авиаотряда Казахского ТУ ГВФ возвращался после окончания геофизических работ из а/п Чарджоу на базу подразделения в г. Алма-Ата.
18 февраля из-за нелетной погоды экипаж остался на ночевку в а/п Самарканд. 19 февраля в 07:00 экипаж вылетел в а/п Чимкент. Прогноз погоды по трассе Самарканд – Джизак предусматривал: облачность 10 баллов слоисто-кучевая высотой 300-600 м, ветер восточный 25-30 км/ч, видимость 4-10 км, горы закрыты, перевал открыт.
Зам. к-ра 163 авиаотряда Узбекского ТУ ГВФ по движению безответственно отнесся к выпуску экипажа в рейс, грубо нарушив установленные правила и выпустив экипаж в полет с прогнозом погоды ниже установленного минимума. Членам комиссии он не смог при опросе объяснить правильного порядка выпусков самолетов, сам не знал минимум погоды по трассе и высоту перевала. Никакого участия в подготовке экипажа он не принял и контроля их подготовки не проводил.
Командир вертолета к подготовке к полету отнесся халатно. После вылета он не выполнил план полета и указание зам. к-ра 163 ао следовать по трассе через Джизак. В нарушение §382 НПП ГА-51, командир вертолета самовольно изменил маршрут и стал выполнять полет на Чимкент напрямую через горы. Встретив на маршруте ухудшение погоды, понижение облачности и ухудшение видимости, в нарушение §§183, 312 и 344 НПП ГА-51, решения о возврате на аэродром вылета не принял, производил полет в горной местности на недопустимо малой высоте (100-150 м), вошел в туман и столкнулся с горой в отрогах хребта Нуратау в 80 км от Самарканда. Штурман погиб, бортмеханик и авиамеханик тяжело ранены, командир вертолета и авиатехник легко ранены.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л0520 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1956 |
Заводской номер ВС |
0635 |
Наработка ВС (часы) |
283 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б9613050 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское территориальное управление ГВФ, 191 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Самарканд |
Пункт назначения |
Чимкент |
Начальный пункт маршрута |
Чарджоу |
Конечный пункт маршрута |
Алма-Ата |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной катастрофы является столкновение вертолета с горой при полете в сложных метеоусловиях на малой высоте.
Главными причинами катастрофы являются:
1) Халатность и недисциплинированность зам. к-ра 163 ао, выразившиеся в выпуске экипажа при прогнозе погоды ниже минимума трассы. Плохая организация работы службы движения в а/п Самарканд, вследствие чего подготовка экипажа к полету производилась плохо, а контроль за подготовкой свелся к подписанию плана полета и разрешения на вылет на бланке АВ-5 штурману экипажа, которого зам. к-ра 163 ао принял за командира вертолета.
2) Недисциплинированность командира вертолета, выразившаяся:
- в халатном отношении к подготовке к полету;
- самовольном изменении маршрута полета напрямую через горы;
- выполнении полета в горах на недопустимо малой высоте;
- непринятии своевременного решения о возврате при встрече плохих метеоусловий.
3) Неудовлетворительная подготовка экипажа в отряде к работе в отрыве от базы и перегонке вертолета на оперативную точку и обратно со стороны зам. к-ра 191 ао по летной службе и старшего штурмана.
4) Формальная проверка оперативной точки со стороны командира аэ.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|