Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Казахского ТУ ГВФ в районе Самарканда
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 февраля 1957 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, хребет Нуратау, 80 км северо-восточнее Самарканда
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-Л0520
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское территориальное управление ГВФ, 191 ао
 


Описание
    Экипаж 191 авиаотряда Казахского ТУ ГВФ возвращался после окончания геофизических работ из а/п Чарджоу на базу подразделения в г. Алма-Ата.
    18 февраля из-за нелетной погоды экипаж остался на ночевку в а/п Самарканд. 19 февраля в 07:00 экипаж вылетел в а/п Чимкент. Прогноз погоды по трассе Самарканд – Джизак предусматривал: облачность 10 баллов слоисто-кучевая высотой 300-600 м, ветер восточный 25-30 км/ч, видимость 4-10 км, горы закрыты, перевал открыт.
    Зам. к-ра 163 авиаотряда Узбекского ТУ ГВФ по движению безответственно отнесся к выпуску экипажа в рейс, грубо нарушив установленные правила и выпустив экипаж в полет с прогнозом погоды ниже установленного минимума. Членам комиссии он не смог при опросе объяснить правильного порядка выпусков самолетов, сам не знал минимум погоды по трассе и высоту перевала. Никакого участия в подготовке экипажа он не принял и контроля их подготовки не проводил.
    Командир вертолета к подготовке к полету отнесся халатно. После вылета он не выполнил план полета и указание зам. к-ра 163 ао следовать по трассе через Джизак. В нарушение §382 НПП ГА-51, командир вертолета самовольно изменил маршрут и стал выполнять полет на Чимкент напрямую через горы. Встретив на маршруте ухудшение погоды, понижение облачности и ухудшение видимости, в нарушение §§183, 312 и 344 НПП ГА-51, решения о возврате на аэродром вылета не принял, производил полет в горной местности на недопустимо малой высоте (100-150 м), вошел в туман и столкнулся с горой в отрогах хребта Нуратау в 80 км от Самарканда. Штурман погиб, бортмеханик и авиамеханик тяжело ранены, командир вертолета и авиатехник легко ранены.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л0520
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1956
Заводской номер ВС 0635
Наработка ВС (часы) 283
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б9613050


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское территориальное управление ГВФ, 191 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Самарканд
Пункт назначения Чимкент
Начальный пункт маршрута Чарджоу
Конечный пункт маршрута Алма-Ата


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы является столкновение вертолета с горой при полете в сложных метеоусловиях на малой высоте.
    Главными причинами катастрофы являются:
    1) Халатность и недисциплинированность зам. к-ра 163 ао, выразившиеся в выпуске экипажа при прогнозе погоды ниже минимума трассы. Плохая организация работы службы движения в а/п Самарканд, вследствие чего подготовка экипажа к полету производилась плохо, а контроль за подготовкой свелся к подписанию плана полета и разрешения на вылет на бланке АВ-5 штурману экипажа, которого зам. к-ра 163 ао принял за командира вертолета.
    2) Недисциплинированность командира вертолета, выразившаяся:
    - в халатном отношении к подготовке к полету;
    - самовольном изменении маршрута полета напрямую через горы;
    - выполнении полета в горах на недопустимо малой высоте;
    - непринятии своевременного решения о возврате при встрече плохих метеоусловий.
    3) Неудовлетворительная подготовка экипажа в отряде к работе в отрыве от базы и перегонке вертолета на оперативную точку и обратно со стороны зам. к-ра 191 ао по летной службе и старшего штурмана.
    4) Формальная проверка оперативной точки со стороны командира аэ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.