|
|
|
Катастрофа Ан-2П Туринского а/п близ Туры |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 13 января 2005 г.
Время: 16:10
Страна: Россия
Место происшествия: Красноярский край, Эвенкийский АО, близ Туры
Тип ВС: Ан-2П
Регистрация ВС: RA-62597
Авиакомпания: Туринское авиапредприятие
материалы расследования
|
|
|
|
|
Описание |
На удалении 35 км от а/д Тура экипаж получил разрешение диспетчера на снижение с 1 800 м до эшелона перехода 1 500 м, которое доложил в 09:57:43. Активное пилотирование осуществлял КВС. Диспетчер, в нарушение «Технологии работы диспетчеров УВД», до выхода самолета на ОПРС дал указание экипажу снижаться до высоты 700 м по давлению аэродрома 749 мм.рт.ст. КВС доложил установку давления 749 мм рт.ст. и продолжил снижение. Фактически, указанное давление было установлено только на высотомере второго пилота, а на высотомере КВС осталось установленное стандартное давление 760 мм рт.ст. После установки давления аэродрома, экипаж в нарушение НПП ГА-85 и Инструкции по технологии работы экипажа, не сверил показания своих высотомеров и не выявил допущенную ошибку. В 10:05:44 КВС доложил пролет ОПРС на высоте 700 м и получил указание диспетчера следовать на 700 м к четвертому развороту. КВС подтвердил указание. Это была последняя связь с бортом. С азимутом 323° и удалением 9 600 м от ОПРС самолет столкнулся с пологим, покрытым лесом склоном сопки высотой 523 м во время спаренного третьего-четвертого разворота на высоте 475 м (270 м выше уровня аэродрома), продвинулся вверх по склону, проделав просеку среди деревьев, и разрушился. Столкновение с препятствиями произошло с правым креном 17°, поступательной скоростью 160 км/ч и незначительным углом тангажа на пикирование. Фактическая погода – небольшой снегопад, видимость 3 500 м.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
7 |
7 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2П |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-62597 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1978 |
Заводской номер ВС |
1G177-44 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Туринское авиапредприятие |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Ванавара |
Пункт назначения |
Тура |
Начальный пункт маршрута |
Ванавара |
Конечный пункт маршрута |
Тура |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что при подходе к ОПРС, в условиях темного времени суток, КВС вывел самолет на световой ориентир населенного пункта Тура (левее 1 200 м ОПРС), выдерживая высоту полета 700 м по давлению 760 мм.рт.ст. вместо 749 мм.рт.ст. При этом фактическая высота полета над уровнем аэродрома, с учетом ошибки в установке давления на высотомере ВД-10 и величины температурной поправки, составляла 540 м. Заход на посадку КВС выполнял по установленной схеме для штилевых условий (полет с магнитным курсом 320° в течение 3 мин 40 с в точку спаренного третьего-четвертого разворотов) с линейным боковым уклонением влево на величину 1 200 м. Из-за погрешности определения курса (технические возможности ГИК-1), а также допустимых ошибок выдерживания курса пилотом, самолет вышел в точку спаренного разворота с ошибкой 1 700 м левее стандартной схемы (район максимального превышения рельефа местности). В нарушение установленной схемы, КВС начал преждевременное снижение, с расчетом выхода на предпосадочную прямую на высоте 400 м по давлению аэродрома (такая высота круга установлена для полета днем по ПВП), фактически он начал снижаться до высоты 230 м относительно аэродрома. При этом сигнализатор опасной высоты радиовысотомера в нарушение НПП ГА-85 и РЛЭ был отключен. Условия полета были осложнены обнаруженным экипажем отказом левого авиагоризонта и гирополукомпаса, о котором экипаж диспетчеру КДП не сообщил. При этом контроль за положением самолета во время третьего разворота технологией работы диспетчера а/д Тура не предусмотрен, но технически возможен.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы явилось невыдерживание экипажем установленной схемой захода на посадку высоты, что привело к полету ниже безопасной высоты и столкновению его с земной поверхностью.
Катастрофа стала возможной вследствие сочетания следующих факторов:
- нарушение экипажем правил контроля высоты полета, в части не установки на высотомере КВС давления аэродрома и невыполнения экипажем сверки показаний высотомеров при занятии эшелона перехода, что привело к уменьшению фактической высоты полета на 160 м;
- невыдерживание экипажем установленной высоты полета при заходе на посадку (преждевременное снижение), что, с учетом ошибки показаний высотомера КВС, выполнявшего активное пилотирование, привело к столкновению с земной поверхностью;
- невыполнение КВС требований по установке сигнализатора опасной высоты на радиовысотомере РВ-УМ, что исключило возможность своевременного предотвращения опасного снижения.
Авиационному происшествию способствовало усложнение условий полета, связанное с обнаруженным экипажем в полете отказа авиагоризонта АГК-47Б и гирополукомпаса ГПК-48 КВС, из-за разрушения подшипника преобразователя ПАГ-1Ф.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|