|
|
|
Катастрофа Ан-2 ООО "Лемакс" в Крапивнинском районе Кемеровской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 31 июля 2016 г.
Время: 13:35
Страна: Россия
Место происшествия: Кемеровская область, Крапивнинский район, г. Абатова, 40 км восточнее пгт Крапивнинский
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: RA-54790
Авиакомпания: Лемакс
|
|
|
|
|
Описание |
Самолет перегонялся с места базирования в Республике Татарстан (п.п. Сарматово) в Черемховский район Иркутской области (п.п.Тальники) для АХР по обработке лесных массивов инсектицидом от коконопряда. Прибыв на аэродром промежуточной посадки Бердск-Центральный, экипаж остался на ночевку в гостинице г. Бердск. На следующий день взлет произведен в 12:01 местного времени. Посадка предполагалась на п.п. Манский. На борту находились КВС, авиатехник и лицо с неустановленным комиссией статусом (с 1975 по 1988 г работал вторым пилотом и КВС Ан-2, в настоящее время действующего свидетельства пилота не имел). В пункт назначения самолет не прибыл. На следующий день в 11:12 местного времени разрушенный и сгоревший самолет с воздуха обнаружен в лесу на северо-западном склоне горы Абатова (высота 747 м) на высоте 571 м. Первое касание ВС произошло с деревом высотой 12 на относительной высоте 559 м в горизонтальном полете. После касания первого дерева, самолет в горизонтальном полете пролетел еще 34 м, срезал верхушки с трех деревьев и столкнулся со склоном горы на относительной высоте 571 м. Разрушаясь, ВС продвинулось еще на 6 м. Катастрофа произошла в 13:35 местного времени. В момент катастрофы активное пилотирование осуществлял с левого пилотского сиденья пассажир (бывший пилот Ан-2). КВС находился на правом сиденье.
При расследовании установлено нарушение руководством компании-эксплуатанта ВС требований нормативных документов в части установленного минимального состава экипажа (второй пилот в составе экипажа отсутствовал). Предварительная подготовка, с экипажем не проводилась, контроль за подготовкой к полету со стороны руководства ООО «ЛЕМАКС» не осуществлялся. На борту самолета отсутствовали аэронавигационные карты районов Западной Сибири, Красноярского края и Иркутской области, т.е. по маршруту полета, а КВС выполнял полет в этих районах впервые. Предполетная подготовка экипажем также не проводилась. Решение о вылете принималось КВС без прогноза погоды по маршруту. У него имелась только фактическая погода а/п Кемерово, полученная им по телефону от диспетчера ГОПВД Кемерово за 1 час 35 минут до вылета. На момент вылета фактическая погода в а/п Кемерово ухудшилась. По маршруту полета прогнозировалось ухудшение погоды. Не имея радиосвязи с органами ОВД, информацию об изменениях фактической погоды и новых прогнозов КВС не получил.
Полет на участке маршрута Бердск – Манский планировался экипажем по ПВП, в воздушном пространстве класса G (не требуется разрешения диспетчера на вылет, о вылете сообщается уведомительно). Во время полета от Бердска до места происшествия ВС дважды пересекло воздушное пространство класса С (зоны аэропортов Танай и Кемерово) без запроса разрешения органов ОВД, создав тем самым угрозу безопасности воздушного движения.
После вылета полет проходил в сложных метеоусловиях, над незнакомым экипажу горно-таежным районом. Встретив погодные условия, не позволяющие выполнять полет по ПВП, КВС, не имеющий допуска к полетам по ППП, не принял решения о возврате на аэродром вылета или о посадке на запасном аэродроме. Продолжая полет под нижней кромкой облачности, временами входя в разорванную облачность, ВС приблизилось к горному району с вершинами выше высоты полета, которые были закрыты облачностью. Обнаружив непосредственно перед столкновением по курсу гору, экипаж предпринял запоздалые действия по предотвращению столкновения с ней, которые результатов не дали.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-54790 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
17.07.1979 |
Заводской номер ВС |
1G183-54 |
Наработка ВС (часы) |
8853 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
К1638539 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Лемакс |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Бердск |
Пункт назначения |
Манский |
Начальный пункт маршрута |
Сарматово |
Конечный пункт маршрута |
Тальники |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
Другие недостатки, выявленные в ходе расследования:
- анализируя маршрут полета, показания РП аэродрома Танай и выписку телефонных переговоров между РП аэродрома Танай и РП аэродрома Кемерово, комиссия установила, что на участке маршрута полета от аэродрома Бердск Центральный до места АП ВС без диспетчерских разрешений пресекло ВП класса «С» в районе аэродрома Танай, где выполнялись парашютные прыжки, создав тем самым непосредственную угрозу безопасности полетов, и ВП класса «С» в районе аэродрома Кемерово.
- медицинское заключение I класса (справка ВЛЭК), выданная ВЛЭК ООО «МСЧ «Полет» 25.05.2016 серия РА № 210210, согласно которого КВС «признан годным к летной работе пилотом коммерческой авиации», выдано вскоре после получения им справки от 01.04.2016 МСЭ-2014 № 0604930 об установлении третьей группы инвалидности с причиной «проф. заболевание» и 60% утраты профессиональной трудоспособности сроком на один год.
- вылет в нарушение нормативных документов воздушного судна с неработоспособным бортовым самописцем. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Наиболее вероятной причиной катастрофы самолёта Ан-2 RA-54790 явилось необоснованное принятие КВС решения на вылет по маршруту без информации о прогнозе погоды и продолжение полёта при ухудшившихся метеоусловиях к полетам в которых КВС подготовлен не был.
К способствующим факторам, повысившим риск столкновения горой, явились:
- нарушение эксплуатантом нормативных документов при назначении состава экипажа без второго пилота;
- нахождение на рабочем месте КВС и пилотирование ВС посторонним лицом;
- отсутствие контроля за подготовкой экипажа к полёту со стороны эксплуатанта.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|