|
|
|
Катастрофа Viscount а/к Austrian Airlines в районе а/п Шереметьево |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 26 сентября 1960 г.
Время: 21:40
Страна: СССР
Место происшествия: Московская область, Солнечногорский район, близ дер. Рузино, 11 км западнее а/п Шереметьево
Тип ВС: Vickers 837 Viscount
Регистрация ВС: OE-LAF
Авиакомпания: Austrian Airlines
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж австрийской авиакомпании Austrian Airlines в составе командира, второго пилота, техника и 3 бортпроводниц выполнял рейс О-901 по маршруту Вена - Варшава - Москва. После взлета в Варшаве на борту находился 31 пассажир (13 граждан Австрии, 8 СССР, 5 США, 2 Индии, 1 Франции, 1 Великобритании и 1 Австралии).
В 18:28:30 самолет прошел ОПРС МР. Диспетчер подхода а/п Шереметьево дал команду следовать курсом 338°. Экипаж команду выполнил и следовал точно схеме подхода и на заданной высоте (согласно радиолокационным наблюдениям). 4-й разворот и сам заход на посадку выполнялись с небольшим отклонением влево, не выходя за установленные пределы.
В 18:36:30 экипаж передал, что заходит на посадку с высоты 400 м, что было вполне нормальным и обычным. При ожидаемом захвате самолета радиолокационной станцией в 13 км от ВПП это произошло в 12 км от ВПП, при этом положение самолета к линии полосы подхода не было безупречным, о чем в 18:38:58 было передано экипажу. Экипаж подтвердил. Глиссадным локатором самолет вообще не был захвачен, что позволяет считать, что он находился на высоте около 100 м вместо установленной высоты не менее 200 м. С 18:40:50 (21:40 мск) экипаж на запросы не отвечал.
Разрушенный самолет был обнаружен в лесу в зоне подхода к ВПП 07, в 11 км от торца и в 150 м южнее посадочного курса (вблизи деревни Рузино Солнечногорского р-на Московской области). Погибли 5 членов экипажа и 26 пассажиров (13 граждан Австрии, 6 СССР, 3 США, 2 Индии, 1 Великобритании, 1 Австралии). 5 пассажиров (2 гражданина СССР, 2 США, 1 Франции) и бортпроводница получили ранения.
Самолет в полете без крена начал касаться верхушек деревьев высотой 20-25 м за 380 м до места падения, на высоте около 20 м от земли. Верхушки деревьев были срезаны на 4 м. При этом часть левого закрылка длиной около 1,5 м отделилась. После потери закрылка начал развиваться левый крен с отклонением самолета влево. Через 150 м самолет второй раз на высоте 15 м столкнулся с деревьями и на протяжении 170 м сталкивался с их стволами, разрушаясь. Через 300 м от места первого касания деревьев самолет ударился о землю с креном 60° и потерял левую плоскость. Продолжалось дальнейшее уклонение влево. После остановки самолета фюзеляж был развернут на 90° к направлению полета, пилотская кабина на 150°. Левый топливный бак загорелся.
Фактическая погода в а/п Шереметьево в момент катастрофы: ветер у земли 90°, 7 м/м, видимость 6 км, легкий туман, дождь, высота облачности 180 м (минимум погоды для а/п Шереметьево (1500 на 400 футов), давление QFE 989.9, QNH 1012.9. Данная фактическая погода передавалась на борт.
На левом высотомере было установлено давление 0990 мбар, на правом 1013 мбар (что примерно соответствовало стандартному давлению). Такая установка давления на высотомерах не соответствует обычным процедурам Austrian Airlines. Значительное разрушение высотомеров не позволяет установить, были ли их показания правильными или нет до столкновения с землей.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
5 |
Пассажиры |
31 |
26 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Vickers 837 Viscount |
Регистрационный номер (id) ВС |
OE-LAF |
Государство регистрации ВС |
Австрия |
Дата выпуска ВС |
1960 |
Заводской номер ВС |
437 |
Наработка ВС (часы) |
872 |
Наработка ВС (циклы) |
1159 |
Силовая установка |
8362 8370 8351 8365 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Austrian Airlines |
Государство регистрации авиакомпании |
Австрия |
Пункт вылета |
Варшава |
Пункт назначения |
Москва (Шереметьево) |
Начальный пункт маршрута |
Вена |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Шереметьево) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение австрийской комиссии:
Катастрофа произошла из-за неправильной высоты, которую самолет занял при заходе на посадку. При этом из анализа радиопереговоров следует, что экипаж считал, что находится на правильной высоте, которую и следовало бы занять при заходе на посадку.
Полет на неправильной высоте мог произойти вследствие:
а) Технической неисправности одного из высотомеров;
б) Из-за различной установки высотомеров.
в) Из-за упущения или неправильного отсчета (по прибору).
Заключение советской комиссии:
Непосредственной причиной катастрофы явилось то, что экипаж, находясь на расстоянии более 12 км от ВПП, вопреки установленным правилам полетов на а/д Шереметьево, снизился до недопустимо малой высоты. Согласно сборнику аэронавигационной информации СССР, на аэродроме Шереметьево 4-й разворот выполняется на высоте 400 м, пролет ДПРМ на высоте 200 м, что экипаж не выполнил.
Причинами преждевременного снижения могли быть:
1) Стремление пилота преждевременно снизиться для перехода на визуальный полет, то есть, преднамеренное нарушение схемы захода в части выдерживания высоты полета до ДПРМ.
2) Ошибка в показаниях барометрической высоты.
3) Управляя самолетом, второй пилот ориентировался по высотомеру, установленному на давление на уровне моря (QNH) без внесения поправки на превышение рельефа местности.
4) Недостаточная подготовка экипажа к выполнению инструментального полета на а/д Шереметьево, что подтверждается тем, что экипаж запросил у диспетчера подхода посадочные курсы 09 или 08, каких в а/п Шереметьево не существует. Командир экипажа был в этой должности в Шереметьево только один раз, с пилотом-инструктором, днем в хороших метеоусловиях. Ночью самостоятельно в качестве командира экипажа он ни разу в Шереметьево не прилетал. Перерыв между полетом в Шереметьево с пилотом-инструктором днем и полетом в день катастрофы ночью составил 3 месяца 20 дней. 6 июня 1960 г командир экипажа выполнял заход на посадку с курсом 248°, а в ночь катастрофы - 68°, то есть, для него это был первый заход в Шереметьево с данным курсом.
Сопутствующей причиной катастрофы является неработающий автопилот, что могло привести к излишней утомляемости экипажа после 6-ти часов налета без автопилота. Директорные приборы при неработающем автопилоте не могли быть использованы (экипаж ранее всегда их использовал при заходе на посадку). Это заставило экипаж обратить основное внимание на заход по курсу и отвлекло от выдерживания высоты.
Столкновение с деревьями было неожиданным для экипажа, то есть, экипаж считал, что находится на безопасной высоте.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|