Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-154М а/к 'Байкал' в районе Иркутска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  03 января 1994 г.
Время:  12:08
Страна:  Россия
Место происшествия:  Иркусткая область, пос. Мамоны, 15 км северо-восточнее а/п Иркутск
Тип ВС:  Ту-154М
Регистрация ВС:  RA-85656
Авиакомпания:  Байкал
Рейс:  130
материалы расследования   |  расшифровка переговоров
 


Описание
    В процессе запуска двигателей, длившемся 16 мин 41 сек, было произведено пять неудавшихся запусков двигателя №2. При этом дважды отмечалась самопроизвольная раскрутка турбокомпрессора при наличии отбора воздуха на запуск при ненажатой кнопке запуска, которая прекращалась после выключения отбора. Указанные признаки полностью прекратились после запуска двигателя. Взлет в а/п Иркутск произведен в 11:59 местного времени с ВПП 30. На высоте 4 000 м через 3 минуты 45 секунд после взлета в наборе высоты произошло нелокализованное разрушение воздушного стартера двигателя №2, не отключившегося после запуска двигателя и продолжавшего работать на высоких оборотах (более 40 000 об/мин) при открытых кранах отбора воздуха от двигателей. Вылетевший из корпуса стартера вращающийся диск турбины попал в зону двигателя и отсека СУ, повредил воздушные, топливные и масляные магистрали двигателя №2, а также элементы гидросистем, пробил обшивку заднего кожуха камеры сгорания и вышел наружу из двигателя. Прекращение подачи топлива к форсункам вследствие разрушения топливных магистралей привело к остановке двигателя. В отсеке двигателя начался пожар, подпитываемый вытекающими ГСМ при наличии подачи в зону горения воздуха под давлением из-за разрушения обшивки заднего кожуха камеры сгорания. Обнаружив срабатывание сигнализации о пожаре в двигателе, экипаж выключил двигатель № 2 и применил все очереди системы пожаротушения. Эти действия не привели к ликвидации пожара, после чего КВС принял решение произвести вынужденную посадку на аэродроме вылета с курсом взлета. В процессе захода на посадку произошел полный отказ бустерного управления самолетом вследствие разгерметизации проложенных в отсеке двигателя №2 магистралей всех трех гидросистем, вызванной нелокализованным разрушением воздушного стартера и пожаром. Всеми принятыми мерами по поддержанию давления в гидросистемах экипажу не удалось предотвратить развитие аварийной ситуации. В 12:07:40 второй пилот доложил о полной потере управляемости. В 12:08:38 самолет столкнулся с землей и со зданием животноводческой фермы в пос. Мамоны в 15 км северо-восточнее аэропорта, полностью разрушился и частично сгорел. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли. Приборная скорость при столкновении с землей составляла 510 км/ч, вертикальная - 2-4 м/с, угол тангажа 3-5°, угол наклона траектории -1-2°, имелся небольшой правый крен. Здание фермы было разрушено. Рабочий фермы и несколько десятков голов крупного рогатого скота погибли. Разброс обломков достигал 400 м в длину.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 9
Пассажиры 115 115
На земле   1
Всего погибших 125


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-154М
Регистрационный номер (id) ВС RA-85656
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1989
Заводской номер ВС 89А801
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 130
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Байкал
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Иркутск
Пункт назначения Москва (Домодедово)
Начальный пункт маршрута Иркутск
Конечный пункт маршрута Москва (Домодедово)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что неисправность воздушного стартера возникла при запуске двигателя из-за попадания под заслонку постоянного давления элемента конструкции системы кондиционирования воздуха, вероятно, осколка рассекателя воздухо-воздушного радиатора (ВВР) двигателя №2 при его запуске. Это стало возможным вследствие отсутствия защиты от попадания посторонних предметов из воздушных магистралей и низкой эксплуатационной надежности ВВР. Постоянный подвод воздуха под давлением от работавших на режиме, близком к номинальному, двигателей через незакрытую заслонку привел к неотключению стартера и раскрутке его ротора турбины до нерасчетных оборотов со срабатыванием сигнализации «Опасные обороты стартера», которое было обнаружено бортинженером после запуска всех двигателей. Нажатие на кнопку отключения стартера к выключению сигнализации не приводило. Других признаков отказа, кроме срабатывания лампы-сигнализатора, не было. Экипаж, полагая, что срабатывание сигнализации ложное, принял неправильное решение на вылет, что явилось следствием неготовности к действиям в такой ситуации из-за недостатков в нормативной документации, информационном обеспечении, а также недостаточной информативности системы контроля технического состояния стартера в кабине экипажа. Прокладка магистралей всех трех гидросистем через пожароопасный отсек двигателя №2 является конструктивным недостатком самолета Ту-154М.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.