|
|
|
Катастрофа Ту-154М а/к 'Байкал' в районе Иркутска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 03 января 1994 г.
Время: 12:08
Страна: Россия
Место происшествия: Иркусткая область, пос. Мамоны, 15 км северо-восточнее а/п Иркутск
Тип ВС: Ту-154М
Регистрация ВС: RA-85656
Авиакомпания: Байкал
Рейс: 130
материалы расследования
| расшифровка переговоров
|
|
|
|
|
Описание |
В процессе запуска двигателей, длившемся 16 мин 41 сек, было произведено пять неудавшихся запусков двигателя №2. При этом дважды отмечалась самопроизвольная раскрутка турбокомпрессора при наличии отбора воздуха на запуск при ненажатой кнопке запуска, которая прекращалась после выключения отбора. Указанные признаки полностью прекратились после запуска двигателя. Взлет в а/п Иркутск произведен в 11:59 местного времени с ВПП 30. На высоте 4 000 м через 3 минуты 45 секунд после взлета в наборе высоты произошло нелокализованное разрушение воздушного стартера двигателя №2, не отключившегося после запуска двигателя и продолжавшего работать на высоких оборотах (более 40 000 об/мин) при открытых кранах отбора воздуха от двигателей. Вылетевший из корпуса стартера вращающийся диск турбины попал в зону двигателя и отсека СУ, повредил воздушные, топливные и масляные магистрали двигателя №2, а также элементы гидросистем, пробил обшивку заднего кожуха камеры сгорания и вышел наружу из двигателя. Прекращение подачи топлива к форсункам вследствие разрушения топливных магистралей привело к остановке двигателя. В отсеке двигателя начался пожар, подпитываемый вытекающими ГСМ при наличии подачи в зону горения воздуха под давлением из-за разрушения обшивки заднего кожуха камеры сгорания. Обнаружив срабатывание сигнализации о пожаре в двигателе, экипаж выключил двигатель № 2 и применил все очереди системы пожаротушения. Эти действия не привели к ликвидации пожара, после чего КВС принял решение произвести вынужденную посадку на аэродроме вылета с курсом взлета. В процессе захода на посадку произошел полный отказ бустерного управления самолетом вследствие разгерметизации проложенных в отсеке двигателя №2 магистралей всех трех гидросистем, вызванной нелокализованным разрушением воздушного стартера и пожаром. Всеми принятыми мерами по поддержанию давления в гидросистемах экипажу не удалось предотвратить развитие аварийной ситуации. В 12:07:40 второй пилот доложил о полной потере управляемости. В 12:08:38 самолет столкнулся с землей и со зданием животноводческой фермы в пос. Мамоны в 15 км северо-восточнее аэропорта, полностью разрушился и частично сгорел. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли. Приборная скорость при столкновении с землей составляла 510 км/ч, вертикальная - 2-4 м/с, угол тангажа 3-5°, угол наклона траектории -1-2°, имелся небольшой правый крен. Здание фермы было разрушено. Рабочий фермы и несколько десятков голов крупного рогатого скота погибли. Разброс обломков достигал 400 м в длину.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
9 |
9 |
Пассажиры |
115 |
115 |
На земле |
|
1 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, отказ техники, недостатки в конструкции |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-154М |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-85656 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1989 |
Заводской номер ВС |
89А801 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
130 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Байкал |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Иркутск |
Пункт назначения |
Москва (Домодедово) |
Начальный пункт маршрута |
Иркутск |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Домодедово) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что неисправность воздушного стартера возникла при запуске двигателя из-за попадания под заслонку постоянного давления элемента конструкции системы кондиционирования воздуха, вероятно, осколка рассекателя воздухо-воздушного радиатора (ВВР) двигателя №2 при его запуске. Это стало возможным вследствие отсутствия защиты от попадания посторонних предметов из воздушных магистралей и низкой эксплуатационной надежности ВВР. Постоянный подвод воздуха под давлением от работавших на режиме, близком к номинальному, двигателей через незакрытую заслонку привел к неотключению стартера и раскрутке его ротора турбины до нерасчетных оборотов со срабатыванием сигнализации «Опасные обороты стартера», которое было обнаружено бортинженером после запуска всех двигателей. Нажатие на кнопку отключения стартера к выключению сигнализации не приводило. Других признаков отказа, кроме срабатывания лампы-сигнализатора, не было. Экипаж, полагая, что срабатывание сигнализации ложное, принял неправильное решение на вылет, что явилось следствием неготовности к действиям в такой ситуации из-за недостатков в нормативной документации, информационном обеспечении, а также недостаточной информативности системы контроля технического состояния стартера в кабине экипажа. Прокладка магистралей всех трех гидросистем через пожароопасный отсек двигателя №2 является конструктивным недостатком самолета Ту-154М. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|