|
|
|
Катастрофа Ли-2 Уральского управления ГВФ в Янауле |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 22 декабря 1942 г.
Время: 13:40
Страна: СССР
Место происшествия: Башкирская АССР, Янаул
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Л3903
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Уральское управление ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
19 декабря экипаж Свердловского аэропорта Уральской авиагруппы ГВФ выполнял рейс Москва - Свердловск. После посадки в Казани рейс прервался до 22 декабря из-за нелетной погоды. 22 декабря командир корабля получил прогноз погоды в Казанской авиаметеослужбе, который соответствовал требуемой. На участке трассы Казань - Красноуфимск предусматривалась облачность 10 баллов высотой 300-600 м со снижением местами до 100-200 м. На участке трассы Красноуфимск - Свердловск предусматривалась облачность высоких форм 5-10 баллов, видимость до 4-6 км.
Взлет в а/п Казань произведен в 09:10 мск. На борту находилось 5 членов экипажа, 7 пассажиров и 1075 кг груза. Полетный вес составлял 11400 кг, что было на 100 кг меньше допустимого. Дежурный диспетчер выпустил самолет с записью в бюллетене погоды: «При встрече плохой погоды произвести посадку в Янауле».
Через 1 час 26 минут полета, подлетая к а/п Янаул, командир корабля запросил погоду Свердловска. Дежурный аэропорта Янаул дал разрешение на пролет до Свердловска, так как посадка в Янауле по графику не была намечена, а в Свердловске была хорошая погода.
В 11:00 экипаж сообщил, что, идя на высоте 400 м в облаках, испытывает обледенение. В 11:20 экипаж сообщил, что из-за сильного обледенения возвращается в Янаул. В 11:35 самолет со стороны Свердловска подошел к а/п Янаул на высоте 250-300 м прошел над аэродромом и с правым разворотом ушел на второй круг. Затем самолет вторично прошел над аэродромом с выпущенными шасси на высоте 50-70 м вдоль посадочной полосы с небольшим снижением, поскольку пилот ошибся в расчете, и ушел на второй круг. Уходя на второй круг, не доходя до расположенной в 1,5 км от аэродрома территории мясокомбината, на высоте 40-50 м командир корабля развернул самолет влево, в сторону строений. На развороте самолет потерял высоту. После разворота самолет оказался в непосредственной близости от зданий мясокомбината. Чтобы избежать столкновения с постройками, пилот резко увеличил крен для ускорения разворота. Вследствие большого крена самолет скользнул на крыло, ударился левым крылом о землю и перевернулся. Продвинувшись на верхней части фюзеляжа 30 м, самолет носовой частью врезался в забор и разрушился. 5 членов экипажа и 5 пассажиров погибли (из них 2 скончались в больнице). 2 пассажира получили ранения (один тяжелые, один легкие).
При осмотре самолета на месте катастрофы обнаружен слой льда на передней кромке центроплана толщиной 25-30 мм, на бомбодержателях имелся слой льда толщиной 30 мм, на передней кромке стабилизатора 14 мм. На заклепках хвостового оперения обнаружены наросты льда в виде игл длиной до 20 мм и диаметром 4-5 мм. По показаниям экипажей самолетов Ли-2 №4707 АДД РККА и Л-3463 ГВФ, выполнявших в это же время рейсовые полеты на участке Казань - Свердловск, наличие обледенения в облаках подтверждается.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
7 |
5 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л3903 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
январь 1941 г. |
Заводской номер ВС |
505 |
Наработка ВС (часы) |
1954 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
62021650 6202963 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Уральское управление ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Казань |
Пункт назначения |
Свердловск (Кольцово) |
Начальный пункт маршрута |
Москва (аэропорт неизвестен) |
Конечный пункт маршрута |
Свердловск (Кольцово) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
1) Основной причиной катастрофы является сильное обледенение самолета.
2) Причиной, способствующей катастрофе, послужило неправильно принятое экипажем решение производить полет в облаках и по возвращении на а/д Янаул производить развороты на обледеневшем самолете на малой высоте.
Виновники:
1) Синоптик а/п Казань, выдавший прогноз погоды без указания на возможность обледенения в облаках на участке трассы Казань -Красноуфимск.
2) Командир корабля и пилот-инструктор, производившие развороты на обледеневшем самолете на малой высоте и допустившие продолжение полета в облачности при интенсивном обледенении.
3) Диспетчер а/п Казань, поверхностно ознакомившийся с метеообстановкой. Видя неустойчивую погоду на трассе, принял безграмотное решение переложить ответственность за полет на командира корабля, сделав ему запись в бюллетене погоды о посадке в Янауле в случае встречи плохой погоды, вместо конкретного распоряжения идти поверх облачности, так как в Свердловске по прогнозу была облачность высоких форм 5-10 баллов.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|