С 11 мая по 24 июня 2016 г. экипажи Авиационно-спасательной компании МЧС России выполняли на трех самолетах Ил-76ТД, оборудованных выливными авиационными приборами ВАП-2, задачи по тушению лесных пожаров в Забайкальском крае и республике Бурятия с аэродромов Чита и Улан-Удэ. 24 июня экипаж Ил-76ТД №76840 перелетел на а/д Белая для выполнения аналогичных задач в Иркутской области и приступил к полетам. 28 июня на а/д Иркутск-1 произведена смена экипажа. Новый экипаж выполнил по одному полету на тушение пожаров 29 и 30 июня.
В день происшествия экипаж перелетел с а/д Белая на а/д Иркутск для заправки водой и топливом для выполнения двух вылетов на основной и резервный пожары в Качугском районе Иркутской области. В резервуары ВАП-2 было заправлено 42000 литров воды.
Взлет произведен в 10:19 местного времени. Полет до района работ выполнялся на эшелоне 3000 м (FL100) с МК=45°. В 10:54 экипаж доложил о выходе в район выполнения работы, начале снижения и сообщил интервал высот 500-50 м, на которых будет работать. На 36 минуте полета КВС дал указание экипажу установить переданное диспетчером давление в районе работ QNH=1007 гПа и приступил к снижению. Снижение было выполнено с МК=45° до барометрической высоты Нб=1100 м (на 43 минуте полета) с уменьшением скорости до Vпр=345 км/ч. При выходе в район основного пожара (43-44 минуты полета) экипаж установил Vпр=320 км/ч, геометрическая (по радиовысотомеру) высота полета (Нг) была в пределах 400-250 м. На 45-й минуте полета (11:03) был выполнен отворот на МК=342° с целью выхода на резервный пожар. В дальнейшем полет (на резервный пожар, разворот на курс 180-190° для выхода на основной пожар и полет к «точке» пожара) выполнялся на Нг =200-100 м, при этом по докладам членов экипажа земля просматривалась только «под собой» или вообще не просматривалась, докладов о полетной видимости не было. С 11:06:27 (48-я минута полета) и до прекращения записи звуковой информации регистратором МАРС-БМ в 11:13:16 (55-я минута полета), в течение около 7 минут, многократно регистрировались речевые предупреждения системы СРПБЗ «ТЯНИ ВВЕРХ» и «ВПЕРЕДИ ЗЕМЛЯ».
В 11:11:52 (доклад штурмана в 11:12:00 о дальности до цели 5 км) КВС принял решение на дальнейшее снижение, параметры полета при этом составляли: Vпр=345 км/ч, МК=190°, Нб=1000 м, Нг =210 м, абсолютная высота сопки, находившейся по курсу полета на дальности около 5 км, составляла 945 м. В 11:12:24 штурман ВС проинформировал КВС о дальности до цели 3,5 км, КВС продолжил снижение. На 55-й минуте полета самолет столкнулся с покрытым лесом высотой 20-30 м склоном сопки с отметкой 945 м с уклоном 9° в 358 км северо-восточнее Иркутска (54°45'23,11" СШ, 107°48'35,68" ВД).
Место катастрофы обнаружено 3 июля на высоте 886 м над уровнем моря. Самолет полностью разрушился и сгорел. Обломки разбросаны на расстоянии 379 м по длине и 50-60 м по ширине. Первое касание крон деревьев произошло на высоте 845 м. Расстояние от места первого касания ВС о кроны деревьев до места столкновения с поверхностью земли – 415 м.
Видимость в районе происшествия была ухудшена сильной задымленностью от лесных пожаров.
|