Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Г-2 Узбекского управления ГВФ в Нуратинском районе Самаркандской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 марта 1942 г.
Время:  15:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Самаркандская обл., Нуратинский р-н, 10-12 км северо-восточнее н.п. Джуш
Тип ВС:  Г-2
Регистрация ВС:  СССР-Л1497
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж произвел взлет в 12:00 мск для полета по маршруту Ургенч - Ташкент. На борту находились 5 членов экипажа, 5 служебных пассажиров - зам. начальника ГУ ГВФ М.Ф.Картушев, инструктор политотдела ГВФ (инспектировали Узбекское управление ГВФ), главный инженер Узбекского управления ГВФ, начальник ОЗОКС Узбекского управления ГВФ и начальник отдела связи Узбекского управления ГВФ, а также 12 взрослых пассажиров с билетами и 1 ребенок, 300 кг груза и 363 кг багажа.
    Дежурный по а/п Ургенч, получив сведения о погоде по трассе Ургенч - Чарджоу, увидел, что сила ветра (20 м/с) превышает установленную, о чем доложил начальнику аэропорта. Тот заявил, что самолет Г-2 с моторами М-34 при этой силе ветра может выполнять полет и лично подписал разрешение на вылет.
    Самолет был выпущен до Чарджоу из-за отсутствия сведений о погоде по трассе до Ташкента. Однако самолет ни через контрольный пункт Дарган-Ата, ни через а/п Чарджоу не пролетал, то есть выполнял полет вне трассы. Из-за сильных атмосферных разрядов связи с самолетом не было, на вызовы аэропортов Ургенч, Чарджоу, Самарканд и Ташкент он не отвечал.
    В 13:33 с большими трудностями аэропорт Ташкент установил связь с самолетом. В 13:34 борт запросил погоду Ташкента. Ташкент, в свою очередь, запросил местонахождение, но ответа не получил.
    В 13:50 на борт передана погода Ташкента за 13:30 (дождь, сплошная облачность 300-600 м, видимость 3-5 км, ветер северо-восточный до 5 м/с). Борт из-за плохой слышимости попросил повторить, что и было сделано.
    С 14:06 до 14:23 борт несколько раз передавал свое местонахождение, но из-за атмосферных помех принять сообщения не удавалось. Только в 14:23 была принята радиограмма: «13:55 прошли Нурата». Последний раз самолет появился в эфире в 14:26. Больше связи с ним установить не удалось.
    9 марта были начаты розыски. 10 марта стало известно, что самолет потерпел катастрофу. Проведенным расследованием установлено, что около 15:00 мск самолет прошел на малой высоте вблизи кишлака Джуш, Нуратинского района Самаркандской области с курсом на Самарканд и скрылся в направлении гор Актау, которые были закрыты низкой облачностью до половины высоты. Катастрофа произошла в горах Нуратау в 10-12 км северо-восточнее Джуша. Самолет ударился о горы на высоте 100 м от вершин и в 700-800 м от подошвы, с курсом 10-20°, разрушился и сгорел. Все находившиеся на борту погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 18 18
На земле   0
Всего погибших 23


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Г-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1497
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.04.1937
Заводской номер ВС 22524
Наработка ВС (часы) 2571
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 1524 1653 1100 1509


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ургенч
Пункт назначения Ташкент
Начальный пункт маршрута Ургенч
Конечный пункт маршрута Ташкент


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Истинную причину катастрофы установить не удалось ввиду гибели всех лиц, находившихся на борту. Предположительной причиной является выполнение полета вне трассы в горной местности на малой высоте при наличии сложных метеоусловий.
    Прямых виновников катастрофы не установлено.
    Косвенными виновниками катастрофы являются:
    1) Начальник а/п Ургенч - выпустил самолет при наличии по трассе силы ветра выше установленной минимумом погоды и не проверил подготовку экипажа к полету.
    2) Командир корабля - вылетел в рейс при наличии условий погоды ниже установленного минимума, выполнял полет вне трассы и не принял своевременного решения о возврате или производстве вынужденной посадки на местности при встрече со сложными метеоусловиями. Установить, изменил ли курс командир корабля самовольно или по распоряжению зам. начальника ГУ ГВФ, не удалось.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Некролог в газете "Известия" от 12 марта 1942 г.
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.