Экипаж 254 летного отряда произвел взлет с аэродрома Нагурская в 08:20 мск с целью разведки ледовой обстановки северных подходов для обеспечения вывода ледокола «Индигирка». Связь прекратилась через 3 часа 40 мин. после взлета.
23 октября самолет обнаружен на северо-западном склоне ледника о. Греэм-Белл (против средней части пролива Моргана) разрушенным и сгоревшим. При пожаре на месте катастрофы лед частично растаял и поэтому обломки обнаружены вмерзшими в ледник. Удалось найти только 4 тела.
Перед вылетом прогноз погоды по району полета был: облачность 10 баллов, многослойная, 100-200 м, местами менее 100 м. Осадки, зоны тумана. Видимость 2-3 км, местами менее 1 км. Ветер в слое до 1 000 м – 35-40 км/ч. В осадках и облаках обледенение. Фактическая погода о. Греэм-Белл за 06:45: облачность 10 баллов, 600 м, видимость 6 км; за 09:00 – облачность 10 баллов, 220 м, снег, видимость – 2 км. В дальнейшем погода продолжала ухудшаться.
В 09:07 на борт передан прогноз с 08:30 до 13:00 – облачность 10 баллов, 100-200 м, морось, гололед, дымка, видимость 2-4 км, в облаках интенсивное обледенение. Верхняя кромка облаков – 2 500 – 3 000 м.
В 09:45 и в 10:55 экипаж докладывал свое местонахождение. В последнем докладе экипаж сообщил свои координаты на 10:30 - 81°20’ СШ 60° 00’ ВД (севернее о. Гофман), истинный курс 110° и высоту полета 200 м визуально. По расчетам комиссии за период с 10:30 до 11:50 самолет от о. Гофман прошел севернее о. Греэм-Белл и, облетев его с юга, вошел в пролив Моргана. В процессе полета экипаж неоднократно запрашивал фактическую погоду аэродромов Греэм-Белл и Средний, но данные переданы не были из-за их отсутствия. Несмотря на наличие в районе о. Греэм-Белл погоды ниже минимума для полетов в районе островов и проливов, экипаж продолжил выполнять задание и в проливе Моргана попал в тяжелые метеоусловия.
На основе анализа метеоусловий вероятная погода на 12:00 в районе происшествия была: облачность 10 баллов, слоистая, 150-200 м, снег, густая дымка, обледенение, видимость 1-2 км. Сложность обстановки усугублялась горным рельефом по обоим берегам пролива шириной 6 км.
В 11:50 экипаж запросил, работает ли привод аэродрома Греэм-Белл. Получив отрицательный ответ, экипаж запросил нажатие на связном передатчике для определения пеленга. Определив пеленг, экипаж посчитал, что уже пролетел опасное узкое место пролива. Взяв курс на аэродром Греэм-Белл, экипаж считал, что полет проходит над припайным льдом пролива. Ни радиовысотомер, ни радиолокатор в силу конструктивных недостатков не давали истинных показаний высоты полета и фактической картины пролетаемой местности при полетах над ледниковыми массивами. Фактически полет проходил над поднимающимся склоном ледника. На высоте 150 м в горизонтальном полете самолет столкнулся со склоном ледника. Отделившись, он пролетел 750 м, еще раз столкнулся со склоном ледника на высоте 200 м, разрушился и сгорел.
|