Экипаж 144 ОАО перегонял самолет для выполнения работ в Магаданской ОАГ. Пассажиров и груза на борту не было. Взлет в а/п Николаевск-на-Амуре произведен в 05:55 мск. Прогноз погоды по маршруту Николаевск-на-Амуре-Охотск с 05:20 до 09:30 предусматривал облачность 6-9 баллов, слоисто-дождевую, кучевую высотой 300-600 м с повышением в конце маршрута до 600-1000 м. Верхняя кромка облаков 2500-3000 м, в середине маршрута снег, видимость 4-10 км, в снегопаде – 2-4 км, в облаках и осадках обледенение. Вершины сопок закрыты облаками. Ветер на высоте 2 000 м - 150° 50 км/ч, на высоте 3 000 м - 160° 50 км/ч. В 07:57 экипаж доложил пролет Алдомы на заданном эшелоне 2 400 м в облаках с приборной скоростью 240 км/ч. В 08:13 экипаж получил от радиопеленгатора а/п Охотск истинный пеленг ЩТЕ=233°. В 08:37-08:43 экипаж передал радиопеленгатору - «сильная болтанка, только что бросило вниз на 200 м, прошу всех следить внимательней» и запросил обратный пеленг ЩДМ. Радиопеленгатор ответил: "Понял, слежу, ЩДМ=57°". В 08:52-08:57 экипаж получил тот же пеленг и запросил смену эшелона до 3 000 м и пролет до Магадана без посадки. Охотск смену эшелона и пролет без посадки запретил. В 09:00-09:02 экипаж получил ЩДМ=58°. В 09:05-09:11 экипаж передал: "скорость мала, снижаемся, сильная болтанка, скорость падает и снижаемся, дайте пеленг". Охотск ответил: "разрешаю занять 1 800 м, ЩДМ=58°". В 09:14 (16:14 местного времени) экипаж передал: "Всем СОС, СОС, моторы не..." На этом связь прекратилась. При передаче этого сообщения был зафиксирован пеленг ЩДЕ=340°. 10 мая самолет был обнаружен разрушенным на линии заданного пути в 247 км от Охотска на склоне горы с отметкой 1 207 м на высоте 900 м. Столкновение со скалистым гребнем горы произошло на курсе 60°. Самолет полностью разрушился и частично сгорел. Погода на трассе обуславливалась прохождением глубокого циклона, центр которого смещался на северо-восток. По опросам других экипажей и данным метеостанций полеты проходили в условиях полной облачности с высотой верхней кромки более 3 000 м, наличия обледенения, снегопада и ветра 140-150° со скоростью 70-120 км/ч. В районе катастрофы в 09:00 была метель с мокрым снегом, горизонтальной видимостью 25-30 м и ветром со скоростью 25-30 м/с. Экипаж другого Ли-2 попал в условия болтанки в 50 км от места катастрофы ранее на 3 ч. 20 мин. При этом скорость падала до 165-170 км/ч. Самолет терял высоту на 250-300 м, несмотря на увеличение режима работы двигателей до взлетного режима. На основании вышеуказанного установлено, что Ли-2 №84609 на маршруте попал в зону интенсивной турбулентности, вызванной ветром силой до 100 км/ч с направлением, перпендикулярным хребту, на резко-пересеченном горном участке маршрута, расположенного в непосредственной близости от береговой черты Охотского моря. Вследствие турбулентности и наличия "подсосов", самолет, теряя высоту, попал в снегопад с более интенсивным обледенением, в результате чего резко ухудшились аэродинамические качества самолета и экипаж был не в состоянии выйти из создавшегося положения. Самолет, продолжая терять высоту, столкнулся с горой. Ст. диспетчер АДС Охотск и диспетчер РДП Охотск, зная от экипажей других самолетов о сложных условиях полета и необычном ветровом режиме, получая донесения с борта №84609 о сильной болтанке, не приняли никаких мер для изменения режима полетов самолетов, не пересчитали безопасную высоту для определения низшего эшелона. КВС самолета №84609 на участке маршрута от мыса Угол до Охотска установил связь с экипажем другого самолета и в 08:53 сообщил ему, что его несет на берег, и подобранный угол сноса - 18°. Эти данные подтверждают наличие в это время ветра направлением 140° со скоростью до 100 км/ч, что прогнозом погоды предусмотрено не было.
|