|
|
|
Катастрофа Ил-18А Уральской ОАГ ГВФ в а/п Кольцово |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 27 апреля 1960 г.
Время: 21:39
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Свердловск (Кольцово)
Тип ВС: Ил-18А
Регистрация ВС: СССР-75648
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Уральская отдельная авиагруппа ГВФ, 120 ато
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 120 авиаотряда выполнял тренировочный полет. Управлял самолетом пилот-инструктор. Проверяющей была и.о. ком. 120 АТО. Целью полета была тренировка пилота-инструктора в заходах на посадку по системам ОСП и СП-50 под шторками. Фактическая погода была: облачность 10/10 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая высотой 250 м, видимость 6 км, ветер 360°, 7 м/с, давление 746,2 мм рт.ст. К моменту происшествия экипаж выполнил 4 захода с двумя посадками. Во время пятого захода пролет ДПРМ и БПРМ с МКпос=76° был выполнен без отклонений от установленной схемы. При подлете к БПРМ по команде проверяющей на высоте 100 м шторка была открыта. По команде пилота-инструктора закрылки были выпущены на 40°. Самолет пролетел БПРМ на приборной скорости 260 км/ч при УПРТ=30° на высоте 70-80 м. На этом режиме самолет был подведен к ВПП. На высоте 30 м самолет внезапно начал увеличивать угол снижения и ударился передней стойкой шасси об бетонную ВПП. Отделившись, самолет взмыл на высоту 4-5 м и вторично ударился передним колесом об ВПП через 100 м, пролетев посадочное Т. При этом ударе произошло разрушение серьги рычага передней стойки шасси. Самолет вновь взмыл и с высоты 8-10 м упал на ВПП, подмяв под себя шасси. Винтами работающих двигателей самолет стал цеплять за ВПП, загорелся, прополз на фюзеляже по бетону, развернулся вправо и вышел за пределы ВПП. Он остановился на грунте правее ВПП под углом около 90° к ее оси. В результате возникшего пожара самолет и двигатели сгорели (за исключением хвостовой части). Погиб бортмеханик. Остальные члены экипажа получили легкие ранения, ожоги и ушибы. Катастрофа произошла в 21:39 местного времени.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
недостатки в конструкции |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-18А |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-75648 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1958 |
Заводской номер ВС |
188000402 |
Наработка ВС (часы) |
390 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Н2841189 Н2841138 С2921115 Н2911031 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Уральская отдельная авиагруппа ГВФ, 120 ато |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Свердловск (Кольцово) |
Пункт назначения |
Свердловск (Кольцово) |
Начальный пункт маршрута |
Свердловск (Кольцово) |
Конечный пункт маршрута |
Свердловск (Кольцово) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
По заключению комиссии причиной катастрофы стали ошибка в технике пилотирования, допущенная пилотом-инструктором при заходе на посадку ночью, выразившаяся в низком подводе самолета к ВПП на большой скорости, несвоевременным выравнивании самолета на низкой высоте и несвоевременном его переводе в посадочное положение, а также дальнейшие неправильные действия экипажа по исправлению допущенной ошибки.
Способствующими факторами комиссия назвала:
1) Выполнение двух предыдущих посадок с установкой УПРТ внутренних двигателях на 0 до приземления.
2) Задний багажник был загружен балластом весом 600 кг вместо 1000 кг по РЛЭ, что привело к предельно допустимой передней центровке.
Предпосылками к происшествию явилось пассивное поведение и.о. к-ра 120 АТО, малый летный опыт и длительные перерывы в полетах на Ил-18 пилота-инструктора, а также преждевременный его допуск к инструкторской работе.
Комиссией не были приняты во внимание доклад экипажа об обледенении в облаках (которое также прогнозировалось), а также их показания, что возникли чрезмерные нагрузки на управление по выводу самолета из крутого снижения. Однако последующая катастрофа другого самолета Ил-18 26.12.60 показала, что истинной причиной был конструктивный недостаток (малый запас руля высоты) и ошибка в РЛЭ относительно разрешенного угла выпуска закрылков. Закрылки были выпущены на максимальный угол 40°, что привело к срыву потока на стабилизаторе в условиях его возможного обледенения. Запаса руля высоты не хватило для вывода из пикирования. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|