Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-18А Уральской ОАГ ГВФ в а/п Кольцово
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 апреля 1960 г.
Время:  21:39
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Свердловск (Кольцово)
Тип ВС:  Ил-18А
Регистрация ВС:  СССР-75648
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральская отдельная авиагруппа ГВФ, 120 ато
 


Описание
    Экипаж 120 авиаотряда выполнял тренировочный полет. Управлял самолетом пилот-инструктор. Проверяющей была и.о. ком. 120 АТО. Целью полета была тренировка пилота-инструктора в заходах на посадку по системам ОСП и СП-50 под шторками. Фактическая погода была: облачность 10/10 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая высотой 250 м, видимость 6 км, ветер 360°, 7 м/с, давление 746,2 мм рт.ст. К моменту происшествия экипаж выполнил 4 захода с двумя посадками. Во время пятого захода пролет ДПРМ и БПРМ с МКпос=76° был выполнен без отклонений от установленной схемы. При подлете к БПРМ по команде проверяющей на высоте 100 м шторка была открыта. По команде пилота-инструктора закрылки были выпущены на 40°. Самолет пролетел БПРМ на приборной скорости 260 км/ч при УПРТ=30° на высоте 70-80 м. На этом режиме самолет был подведен к ВПП. На высоте 30 м самолет внезапно начал увеличивать угол снижения и ударился передней стойкой шасси об бетонную ВПП. Отделившись, самолет взмыл на высоту 4-5 м и вторично ударился передним колесом об ВПП через 100 м, пролетев посадочное Т. При этом ударе произошло разрушение серьги рычага передней стойки шасси. Самолет вновь взмыл и с высоты 8-10 м упал на ВПП, подмяв под себя шасси. Винтами работающих двигателей самолет стал цеплять за ВПП, загорелся, прополз на фюзеляже по бетону, развернулся вправо и вышел за пределы ВПП. Он остановился на грунте правее ВПП под углом около 90° к ее оси. В результате возникшего пожара самолет и двигатели сгорели (за исключением хвостовой части). Погиб бортмеханик. Остальные члены экипажа получили легкие ранения, ожоги и ушибы. Катастрофа произошла в 21:39 местного времени.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-75648
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1958
Заводской номер ВС 188000402
Наработка ВС (часы) 390
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Н2841189 Н2841138 С2921115 Н2911031


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральская отдельная авиагруппа ГВФ, 120 ато
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Свердловск (Кольцово)
Пункт назначения Свердловск (Кольцово)
Начальный пункт маршрута Свердловск (Кольцово)
Конечный пункт маршрута Свердловск (Кольцово)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии причиной катастрофы стали ошибка в технике пилотирования, допущенная пилотом-инструктором при заходе на посадку ночью, выразившаяся в низком подводе самолета к ВПП на большой скорости, несвоевременным выравнивании самолета на низкой высоте и несвоевременном его переводе в посадочное положение, а также дальнейшие неправильные действия экипажа по исправлению допущенной ошибки.
    Способствующими факторами комиссия назвала:
    1) Выполнение двух предыдущих посадок с установкой УПРТ внутренних двигателях на 0 до приземления.
    2) Задний багажник был загружен балластом весом 600 кг вместо 1000 кг по РЛЭ, что привело к предельно допустимой передней центровке.
    Предпосылками к происшествию явилось пассивное поведение и.о. к-ра 120 АТО, малый летный опыт и длительные перерывы в полетах на Ил-18 пилота-инструктора, а также преждевременный его допуск к инструкторской работе.
    Комиссией не были приняты во внимание доклад экипажа об обледенении в облаках (которое также прогнозировалось), а также их показания, что возникли чрезмерные нагрузки на управление по выводу самолета из крутого снижения. Однако последующая катастрофа другого самолета Ил-18 26.12.60 показала, что истинной причиной был конструктивный недостаток (малый запас руля высоты) и ошибка в РЛЭ относительно разрешенного угла выпуска закрылков. Закрылки были выпущены на максимальный угол 40°, что привело к срыву потока на стабилизаторе в условиях его возможного обледенения. Запаса руля высоты не хватило для вывода из пикирования.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.