|
|
|
Катастрофа Ил-14 Сыктывкарской отд авиагруппы ГВФ близ Сыктывкара |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 20 июля 1960 г.
Время: 12:30
Страна: СССР
Место происшествия: Архангельская область, Вилегодский район, 87 км юго-западнее а/п Сыктывкар
Тип ВС: Ил-14
Регистрация ВС: СССР-61696
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Сыктывкарская отдельная авиагруппа ГВФ, 75 ао
Рейс: 613
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 75 авиаотряда произвел взлет в а/п Череповец в 10:31. Прогноз погоды по маршруту с 10:40 до 14:00 был следующим: облачность 6-9 баллов, мощно-кучевая и кучево-дождевая высотой 600-1000 м, грозовое положение. Видимость 4-10 км. Прогноз погоды по а/п Сыктывкар с 12:00 до 15:00 был – облачность 6-9 баллов, кучево-дождевая и мощно-кучевая высотой 600-1000 м, видимость 4-10 км. Эшелон полета был установлен 3 000 м. В 10:54 экипаж доложил пролет Вологды визуально на заданном эшелоне. В 11:23 экипаж доложил пролет Тотьмы на высоте 3 000 м сверх облаков. В 11:51 экипаж установил связь с КДП а/п Сыктывкар и доложил: «3 000 визуально, скорость 360, расчетное время Сыктывкар – 12:40». В 11:57 экипаж доложил в Череповец: «пролет Вел. Устюга, 3 000 м визуально, скорость 370». В 12:20 экипаж доложил КДП Сыктывкара о входе в район аэропорта. Диспетчер КДП передал давление аэродрома, прямой пеленг 240°, расстояние 100 км и указание подходить визуально на высоте 300 м. Экипаж подтвердил. В 12:30 экипаж на вызов не ответил. Самолет в аэропорт не прибыл. Начатые поиски продолжались 11 суток. 31 июля в 11:00 самолет обнаружен в 87 км от аэропорта Сыктывкар в лесу на заданной линии пути близ границы Архангельской области и Коми АССР в 9 км южнее оз. Кенозеро (координаты 61°20’ СШ 49°18’ ВД). Правое крыло с двигателем найдено в 70-80 м от фюзеляжа, что свидетельствует о его отделении в воздухе.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
19 |
19 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-14 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-61696 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
01.03.1957 |
Заводской номер ВС |
147001035 |
Наработка ВС (часы) |
5505 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б 2836216 Б 2946945 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
613 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Сыктывкарская отдельная авиагруппа ГВФ, 75 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Череповец |
Пункт назначения |
Сыктывкар |
Начальный пункт маршрута |
Ленинград (Смольное) |
Конечный пункт маршрута |
Сыктывкар |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено: при вылете из а/п Череповец РП передоверил организацию выпуска самолета малоопытному диспетчеру. Прогноз погоды по а/п Сыктывкар был принят радиооператором а/п Череповец с искажениями и пропусками в тексте. В результате в прогнозе, выданном экипажу, отсутствовала информация о грозе и кратковременном дожде. Начальник АМСГ а/п Череповец сомневался в достоверности прогноза по Сыктывкару, но не потребовал его вторичной передачи. Работники службы движения а/п Сыктывкар не проанализировали метеообстановку и не следили за фактической погодой в районе АДС и аэропорта. В результате при входе в АДС экипаж оказался в зоне интенсивной грозовой деятельности, о чем он не был заблаговременно предупрежден. Диспетчер КДП не потребовал от АМСГ данных о фактической и ожидаемой метеообстановке в районе аэропорта и в АДС. В результате он не передал экипажу о состоянии погоды, не запросил у экипажа фактическую метеообстановку и разрешил визуальное снижение до 300 м, не зная фактической погоды в районе снижения самолета. Дежурные синоптики АМСГ не передали на КДП полученные ими от станций кольца штормового оповещения данные об опасном явлении погоды – грозе, а диспетчер КДП их не потребовал. Экипаж самолета не имел достаточного опыта полетов при грозовой деятельности. Оказавшись в сложной обстановке, КВС по неопытности принял неправильное решение и в нарушение требований НПП ГА-58 вошел в грозовую облачность вместо того, чтобы обойти ее и следовать визуально, как ему было указано с КДП. Ориентировочная фактическая погода на 12:30 в районе авиапроисшествия была - облачность 6-8 баллов, мощно-кучевая, кучево-дождевая высотой 600 м, гроза. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственная причина катастрофы – попадание самолета в грозовую облачность, в результате чего под воздействием мощных вертикальных потоков самолет, при больших перегрузках на элементы конструкции, начал разрушаться в воздухе, потерял управляемость, упал в лес, взорвался и сгорел.
Главная причина катастрофы – грубое нарушение со стороны работников службы движения а/п Сыктывкар и экипажа самолета требований НПП ГА-58 и инструкции по организации и руководству движением самолетов на воздушных трассах СССР, касающихся вопросов обеспечения безопасности полетов при грозовой деятельности, а также неудовлетворительное метеообеспечение со стороны АМСГ а/п Сыктывкар и нарушение ими требований наставления по метеообеспечению ГВФ.
Способствующие причины:
неудовлетворительное выполнение командованием 75 ао требований по обеспечению безопасности полетов в условиях грозовой деятельности и контроль за исполнением этих требований со стороны подчиненных подразделений;
отсутствие локатора в а/п Сыктывкар, который был получен, но до сих пор не установлен. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|