|
|
|
Катастрофа Ил-14П Управления полярной авиации в Архангельской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 02 сентября 1960 г.
Время: 17:10
Страна: СССР
Место происшествия: Архангельская область, г. Белая, близ села Федоровская, Приозерный (ныне Плесецкий) район
Тип ВС: Ил-14П
Регистрация ВС: СССР-04200
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Управление Полярной авиации ГВФ, 247 ао
Рейс: 804
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 247 авиаотряда выполнял рейс Певек-Шереметьево с промежуточными посадками на аэродромах Ниж. Кресты, Чокурдах, Тикси, Косистый, Хатанга, Диксон, Мыс-Каменный, Амдерма, Архангельск и Череповец. В Архангельске посадка произведена на аэродром ВВС Ягодник вследствие размокшего состояния ВПП на аэродроме ГВФ Кегостров. Экипаж был выпущен на Череповец со следующим прогнозом погоды по маршруту (данным ВВС): облачность 5-8 баллов, верхняя, средняя, слоисто-кучевая высотой 300-600 м. Диспетчер РДП а/д Кегостров подготовил для передачи на борт такой прогноз погоды (сроком действия с 16:30 до 19:30): облачность 5-10 баллов, верхняя, на участке Каргополь-Шереметьево – 10 баллов, слоисто-дождевая, кучево-дождевая, высотой 200-300 м, кратковременный дождь, грозовое положение, видимость 4-10 км, в дожде 2-4 км, верхняя кромка выше 3 000 м, умеренная болтанка. Этот прогноз на борт передан не был, т.к. экипаж заявил, что у него уже есть прогноз, переданный при вылете. Сначала РП и диспетчер КДП приняли решение дать эшелон 2 100 м, но при пролете зоны а/п Кегостров, в связи с прогнозированием грозового положения на участке Каргополь-Череповец, диспетчер КДП решение изменил и в 16:15 дал указание экипажу следовать визуально (под облаками). В 16:20 экипаж доложил: «500 метров визуально». В 16:35: «800 метров визуально, расчетное время пролета Каргополя - 17:23». Диспетчер РДП подтвердил указание следовать визуально. В 17:03 экипаж доложил: «300 визуально, дождь, видимость ухудшается, есть ли встречные?». Диспетчер ответил: «следовать 300, встречных пока нет». На этом связь прекратилась. На следующий день самолет обнаружен на трассе в 55 км северо-северо-западнее Каргополя сгоревшим в лесу у возвышенности в точке с координатами 61°55’ СШ 38° 10’ ВД восточнее озера Порженское. Катастрофа произошла между 17:10 и 17:27.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
13 |
13 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-14П |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-04200 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
17.05.1957 |
Заводской номер ВС |
147001418 |
Наработка ВС (часы) |
3580 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б 2946747 Б 2946806 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
804 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Управление Полярной авиации ГВФ, 247 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Архангельск (Талаги) |
Пункт назначения |
Череповец |
Начальный пункт маршрута |
Певек |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Шереметьево) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Установлено, что самолет, производя полет по маршруту на малой высоте, левой плоскостью столкнулся с деревьями на северном склоне горы Белая. Плоскость оторвалась и упала в 120 м от места первого касания деревьев. Самолет после отрыва плоскости пролетел еще 130 м, упал на противоположном склоне у основания горы и сгорел. Гора Белая имеет высоту 225 м (на картах цифровая отметка высоты отсутствует). В районе происшествия шел дождь, гора была закрыта облаками. Видимость в условиях дождя и низкой облачности была плохой. По данным других экипажей, пролетавших ранее по этому маршруту, погода на участке Порог-Каргополь была ниже минимума для визуального полета самолета типа Ил-14. Участок трассы представляет собой холмистую местность с превышениями от 100 до 271 м в полосе шириной 25 км от оси трассы. Расчетная безопасная высота для визуального полета должна была составлять 370 м (для полета по приборам – 770 м). |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основная причина катастрофы – грубое нарушение КВС правил полетов, выразившееся в производстве полета ниже безопасной высоты при метеоусловиях ниже установленного минимума в нарушение НПП ГА-58.
Способствующие причины:
1) Плохое руководство полетами со стороны РП и диспетчера КДП – неправильное принятие решения и дачи команд самолетам выполнять полеты визуально на малых высотах при метеоусловиях ниже установленных минимумов для таких полетов. Меры для тщательного изучения метеообстановки на участке трассы Порог-Череповец ими не были приняты.
2) Неоправдавшийся прогноз погоды на участке трассы Архангельск-Каргополь. Фактическая погода была: низкая облачность, местами до земли, с ограниченной видимостью и наличием осадков. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|