22 мая 1948 г. пилот (Герой Советского Союза) и бортмеханик авиагруппы Главкаспрыбпрома Министерства рыбной промышленности западных районов СССР вылетели из Астрахани в Лиманский район Астраханской области для выполнения оперативного задания с майором МГБ СССР - уполномоченным Астраханского управления МГБ на борту. Выполнив в этот день несколько полетов, пилот произвел посадку в а/п Каспийское на ночевку.
23 мая пилот по заданию вылетел на железнодорожную станцию 10-ый км и в 13:00 произвел посадку на ж.д. станции Артезиан Орджоникидзевской железной дороги. Уполномоченный МГБ занялся своими делами, бортмеханик приступил к осмотру самолета и мотора, а пилот присел отдохнуть в тень около дома. Несколько позже он зашел в дом, где находились работники МГБ.
В 16:00 бортмеханик доложил пилоту о готовности матчасти и, поскольку вылет намечался на 18:00, предложил пилоту отдохнуть, на что тот ответил, что обещал кое-кого покатать на самолете и отдыхать не будет. Майор МГБ стал ему возражать, но пилот в грубой форме заявил, что он командир самолета и в свободное от оперативной работы время никому не подчинен. Уполномоченный МГБ приказал снять с самолета оружие, боеприпасы и две канистры с горючим. Пилот, посадив трех местных жителей (двоих во вторую и одного в третью кабины), несмотря на уговоры и просьбы майора МГБ, обругав и столкнув с плоскости бортмеханика, пытавшегося помешать взлету, взлетел и, сделав полет по кругу, произвел нормальную посадку. Не выключая мотора и не обращая внимания на протесты бортмеханика и уполномоченного, он посадил в самолет четырех других местных жителей (двоих во вторую и двоих в третью кабины) и произвел взлет. Сделав первый и второй развороты на высоте 30-40 м, подлетая к месту предполагаемого третьего разворота на высоте 25-30 м, сделав глубокий разворот влево (примерно на 160-180°) с креном 70°, самолет перешел на нос и с работающим мотором с левым креном и с углом пикирования 50-60° ударился о землю и взорвался. Пилот и 4 пассажира погибли. Катастрофа произошла в 16:30.
Комиссия установила, что полетный вес самолета составлял 1308 кг, центровка была задняя - 47,5% САХ. При такой центровке на развороте с креном 70° самолет при угле атаки больше критического потерял на высоте 25-30 м поперечную управляемость, а из-за отсутствия запаса высоты и растерянности пилота ударился о землю.
|