Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 ОГА "Байкалавиа" в районе реки Мукоки
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 августа 1991 г.
Время:  13:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская область, Катангский район, район реки Мукоки, 104 км юго-восточнее а/п Ербогачен
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-23997
Авиакомпания:  Байкалавиа
 


Описание
    Экипаж Киренского авиапредприятия объединения ГА «Байкалавиа» 19 августа прибыл в а/п Ербогачен для обслуживания геологических экспедиций.
    22 августа экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту Ербогачен - точка №29 - Ербогачен по перевозке с точки №29 геологической партии ЯФЦНИГРИ. Взлет в а/п Ербогачен произведен в 06:30 мск. После посадки на точке №29 (район реки Мукоки, 104 км с А=111° от Ербогачена) загрузка производилась с режима висения в связи с отсутствием условий для сброса «шаг-газа» и выключения двигателей.
    В 08:40 экипаж приступил к выполнению взлета с МК=20°. На борту находилось 3 пассажира, 2 собаки и 185 кг груза. Бортмеханик занимал правое сиденье. По заявлению КВС, вертолет устойчиво висел на высоте 10-13 м. Очевидцы также подтверждают, что вертолет висел на уровне верхушек деревьев высотой 10-15 м. После выполнения контрольного висения КВС приступил к разгону скорости, в процессе которого, по заявлению КВС, в районе силовой установки произошел характерный хлопок, затем бортмеханик крикнул: «Двигатель…». Наличие хлопка и изменение шума работы двигателей подтверждается пассажирами. Вертолет энергично перешел на пикирование с потерей высоты. Предпринятые командиром вертолета меры по выводу из пикирования результатов не дали. Вертолет с правым креном и отрицательным углом тангажа на удалении 80 м от места висения столкнулся с землей, опрокинулся на правый борт и развернулся на 395°. В момент удара и во время вращения по земле произошло частичное разрушение элементов конструкции вертолета. Поскольку экипаж не выключил и не перекрыл пожарные краны, вытекающее топливо воспламенилось от контакта с горячими элементами двигателей. Бортмеханик был выброшен через открывшуюся при ударе правую дверь и придавлен капотом правого двигателя при опрокидывании вертолета. КВС и пассажиры самостоятельно покинули вертолет после остановки. Бортмеханик находился в сознании, но вытащить его из под вертолета не удалось и он погиб в огне. Вертолет сгорел.
    По заключению комиссии, характер развития аварийной ситуации свидетельствует о том, что в процессе разгона скорости произошел отказ одного двигателя. По техническому состоянию двигателей и других агрегатов отказ не подтвердился, поэтому, учитывая поспешность погрузки, можно предположить, что на земле вокруг вертолета остались легкие предметы - листы бумаги, целлофановые мешочки и др. Их могло поднять в воздух струей воздуха от несущего винта. В момент разгона скорости, предположительно, во входное устройство левого двигателя произошло попадание постороннего предмета. Это привело к резкому сокращению секундного расхода воздуха, возникновению помпажа и самовыключению двигателя. Характерный для помпажа хлопок со свистом слышали экипаж и пассажиры. Правый двигатель выключился после зарывания его выхлопного патрубка в мох до грунта при опрокидывании вертолета на земле, вследствие чего прекратился выход газов и затух процесс горения в камере сгорания.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 3 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-23997
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 17.02.1975
Заводской номер ВС 543945025
Наработка ВС (часы) 6733
Наработка ВС (циклы) 12400
Силовая установка 481601157 371643060


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Байкалавиа
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Ербогачён
Начальный пункт маршрута Ербогачён
Конечный пункт маршрута Ербогачён


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы является самопроизвольное снижение вертолета и его столкновение с земной поверхностью. Из-за отсутствия на борту средств регистрации полетных данных и уничтожения пожаром агрегатов и систем вертолета истинную причину снижения вертолета установить не представилось возможным.
    Наиболее вероятной причиной снижения вертолета является частичной отказ силовой установки из-за попадания во входное устройство одного из двигателей постороннего предмета.
    Наиболее вероятным фактором, оказавшим влияние на развитие пожара, является невыключение экипажем двигателей и пожарных кранов.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.