Экипаж Киренского авиапредприятия объединения ГА «Байкалавиа» 19 августа прибыл в а/п Ербогачен для обслуживания геологических экспедиций.
22 августа экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту Ербогачен - точка №29 - Ербогачен по перевозке с точки №29 геологической партии ЯФЦНИГРИ. Взлет в а/п Ербогачен произведен в 06:30 мск. После посадки на точке №29 (район реки Мукоки, 104 км с А=111° от Ербогачена) загрузка производилась с режима висения в связи с отсутствием условий для сброса «шаг-газа» и выключения двигателей.
В 08:40 экипаж приступил к выполнению взлета с МК=20°. На борту находилось 3 пассажира, 2 собаки и 185 кг груза. Бортмеханик занимал правое сиденье. По заявлению КВС, вертолет устойчиво висел на высоте 10-13 м. Очевидцы также подтверждают, что вертолет висел на уровне верхушек деревьев высотой 10-15 м. После выполнения контрольного висения КВС приступил к разгону скорости, в процессе которого, по заявлению КВС, в районе силовой установки произошел характерный хлопок, затем бортмеханик крикнул: «Двигатель…». Наличие хлопка и изменение шума работы двигателей подтверждается пассажирами. Вертолет энергично перешел на пикирование с потерей высоты. Предпринятые командиром вертолета меры по выводу из пикирования результатов не дали. Вертолет с правым креном и отрицательным углом тангажа на удалении 80 м от места висения столкнулся с землей, опрокинулся на правый борт и развернулся на 395°. В момент удара и во время вращения по земле произошло частичное разрушение элементов конструкции вертолета. Поскольку экипаж не выключил и не перекрыл пожарные краны, вытекающее топливо воспламенилось от контакта с горячими элементами двигателей. Бортмеханик был выброшен через открывшуюся при ударе правую дверь и придавлен капотом правого двигателя при опрокидывании вертолета. КВС и пассажиры самостоятельно покинули вертолет после остановки. Бортмеханик находился в сознании, но вытащить его из под вертолета не удалось и он погиб в огне. Вертолет сгорел.
По заключению комиссии, характер развития аварийной ситуации свидетельствует о том, что в процессе разгона скорости произошел отказ одного двигателя. По техническому состоянию двигателей и других агрегатов отказ не подтвердился, поэтому, учитывая поспешность погрузки, можно предположить, что на земле вокруг вертолета остались легкие предметы - листы бумаги, целлофановые мешочки и др. Их могло поднять в воздух струей воздуха от несущего винта. В момент разгона скорости, предположительно, во входное устройство левого двигателя произошло попадание постороннего предмета. Это привело к резкому сокращению секундного расхода воздуха, возникновению помпажа и самовыключению двигателя. Характерный для помпажа хлопок со свистом слышали экипаж и пассажиры. Правый двигатель выключился после зарывания его выхлопного патрубка в мох до грунта при опрокидывании вертолета на земле, вследствие чего прекратился выход газов и затух процесс горения в камере сгорания.
|