Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Восточно-Сибирского УГА в районе Чары
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 июня 1990 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Читинская область, Каларский район, 45 км северо-восточнее Чары
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-23288
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Читинский ОАО
 


Описание
    Пилот выполнял транспортно-связной полет по маршруту Чара - оз. Ничатка - Горячий Ключ - Чара для вывозки пассажиров и багажа из пунктов на озере и в Горячем Ключе по заявке двух заказчиков - партии №1 Читинского отделения АГП ГУ картографии и геодезии при СМ СССР и гидрометеобюро с. Чара.
    Взлет в а/п Чара произведен в 08:40 мск. В последнем пункте посадки Горячий Ключ, после стоянки, КВС взял на борт 6 взрослых пассажиров, одного ребенка и 90 кг ручной клади и багажа. Остаток топлива составлял около 350 литров. После первых двух попыток запустить двигатели не удалось. Через диспетчера а/п Чара и пролетающие борта КВС попросил доставить на Горячий Ключ хорошие аккумуляторы и авиатехника, но затем изменил решение и произвел запуск одного двигателя путем переключения запуска от системы 24В, исключая запуск от системы 48В, при помощи отсоединения минусового провода на верхнем электрощитке. Затем от генератора работающего двигателя он произвел запуск второго двигателя. Такой способ запуска двигателей на исход полета влияния не оказал.
    Взлет был произведен в северо-восточном направлении. После разворота пилот взял курс на а/п Чара. В режиме набора высоты, через 6-7 минут полета, на высоте 1400 м по приведенному давлению, при переходе в горизонтальный полет произошло самовыключение левого двигателя, что КВС определил по хлопку, падению оборотов турбокомпрессора и снижению вертолета. Пилот принял решение на вынужденную посадку на косу реки Чара. В процессе снижения он предпринял попытку запуска отказавшего двигателя. Запуск двигателя не удался. Рычагами раздельного управления пилот перевел работающий двигатель на повышенный режим.
    Через 25 секунд после отказа левого двигателя произошло самовыключение правого двигателя, что пилот определил по уменьшению оборотов турбокомпрессора и более интенсивному снижению вертолета. Пилот доложил об отказе двигателей диспетчеру а/п Чара. Ввиду невозможности дотянуть до косы, КВС изменил свое первоначальное решение и принял решение о вынужденной посадке на площадку около безымянного озера, в 200 м от реки Чара. С целью сохранения оборотов несущего винта КВС взял ручку циклического шага на себя и подтянул рычаг «шаг-газ» вверх. Вертолет продолжал снижение со значительными поступательной и вертикальной скоростями. При производстве вынужденной посадки вертолет столкнулся с деревьями. Лопасти несущего и хвостового винтов и хвостовой редуктор разрушились, концевая балка отделилась, хвостовая балка сломалась. Нижней частью фюзеляжа вертолет ударился о поверхность заболоченного берега озера, отскочил и опрокинулся в озеро, затонув в 20 м от берега. 1 пассажир погиб, 4 пассажира и КВС получили травмы.
    Катастрофа произошла в 45 км с А=67° от н.п. Чара (57°07’30”СШ, 118°53’00”ВД).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 7 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-23288
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.02.1985
Заводской номер ВС 539109025
Наработка ВС (часы) 2245
Наработка ВС (циклы) 2690
Силовая установка 371661143 481644004


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Читинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Чара
Начальный пункт маршрута Чара
Конечный пункт маршрута Чара


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Причиной самопроизвольного выключения двигателей является прекращение подачи топлива в силовые установки, что подтверждается объяснением свидетелей о «хлопках» и отсутствием топлива в топливных фильтрах, винте максимального расхода топлива насосов-регуляторов НР-40ТА и узлах автоматов защиты свободной турбины от раскрутки регуляторов оборотов РО-40ТА.
    Истинную причину прекращения подачи топлива в силовые установки установить не удалось ввиду попадания вертолета в воду и длительного его нахождения в ней.
    Наиболее вероятной причиной прекращения подачи топлива в силовые установки могло явиться образование воздушной пробки в топливной системе вертолета в магистрали до блока фильтров. Воздушную пробку обнаружить не удалось по причине повреждений основного топливного бака и элементов конструкции топливной системы вертолета в результате АП.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы является вынужденная посадка вертолета в горно-таежной местности с двумя отказавшими двигателями.
    Истинную причину отказа двигателей установить не представилось возможным из-за отсутствия на борту вертолета средств регистрации параметров полета, разрушения систем вертолета в результате столкновения с земной поверхностью и попадания в водную среду.
    Наиболее вероятной причиной отказа двигателей может быть наличие воздушной пробки в топливной системе вертолета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.