|
|
|
Катастрофа Ми-2 Украинского УГА в акватории Западного Сиваша |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 14 февраля 1991 г.
Время: 10:37
Страна: СССР
Место происшествия: Крымская область, Красноперекопский район, р-н о. Безымянный, акватория Западного Сиваша, 20 км северо-восточнее Красноперекопска
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: СССР-23515
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское УГА, Заводской ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
13 февраля КВС 19 летного отряда и авиатехник прибыли из а/п Заводское на площадку МВЛ Красноперекопск для выполнения аэровизуальных полетов по заявкам заказчика - Крымской гидрогеологической экспедиции. В этот день были выполнены производственные полеты по отбору проб воды (рапы) из Западного Сиваша, согласно заданию.
14 февраля в 08:34, после получения разрешения на полеты и прогноза погоды в районе выполнения работ, КВС произвел взлет с площадки МВЛ для следования в н.п. Вишневка (в 15 км от площадки), где взял на борт двух служебных пассажиров заказчика для выполнения аналогичных работ и в 08:55 произвел взлет. Погода в районе полетов соответствовала минимуму КВС и полетов по ПВП.
Аэровизуальные полеты производились по береговой акватории Западного Сиваша с посадками на подобранные с воздуха площадки в районе реперных точек без выключения двигателей, где представители заказчика производили отбор проб, измерение уровня и температуры рапы. По заявлению КВС, до момента АП было произведено 12 посадок. Последние две посадки производились на дамбе у реперных точек №21 и 22, расположенных на удалении 2…2,5 км друг от друга. Взлет с площадки у реперной точки №22 производился против ветра, с курсом 120° в сторону безориентирной водной поверхности акватории Сиваша, а не вдоль дамбы, так как впереди на ней находились препятствия - строящееся здание насосной станции и опоры ЛЭП.
После взлета, в процессе набора высоты, приблизительно через 1 минуту, как объясняет КВС, у него исчезла с поля зрения приборная доска и окружающее пространство, после чего произошел удар вертолета о воду. Оценку случившемуся КВС дать не может. Он очнулся в воде у разрушенного вертолета.
АП произошло в районе о-ва Безымянный Красноперекопского р-на Крымской области (в 20 км северо-восточнее Красноперекопска). Время АП (10:37) установлено по показаниям остановившихся бортовых часов. По заявлению пассажира, примерно через 1 минуту после взлета с дамбы он услышал непонятный шум в районе силовой установки, после чего вертолет ударился о воду.
Первое касание поверхности воды и дна (глубина 40 см) произошло в 500 м от дамбы. При этом передняя стойка шасси отделилась и осталась на дне в вертикальном положении. Падение вертолета в Сиваш произошло через 300 м, на удалении около 800 м от берега. При столкновении с водной поверхностью и дном (глубина 50 см) пилотская кабина разрушилась, вертолет опрокинулся на правый борт, разрушился и восстановлению не подлежит.
Один пассажир погиб от полученных травм. КВС и второй пассажир получили травмы различной степени тяжести и самостоятельно вышли с места АП на дамбу, где бригадой строителей насосной станции им была оказана первая помощь и организована доставка в больницу. Тело погибшего пассажира позже вынесено строителями с места АП на дамбу.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
0 |
Пассажиры |
2 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-23515 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.11.1978 |
Заводской номер ВС |
525918118 |
Наработка ВС (часы) |
7463 |
Наработка ВС (циклы) |
42086 |
Силовая установка |
481692029 481634134 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Аэровизуальный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское УГА, Заводской ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
В связи с отсутствием на борту вертолета средств объективного контроля провести достоверное моделирование траектории полета в период возникновения и развития аварийной ситуации не представилось возможным. По характеру разрушения конструкции вертолета можно сделать вывод, что к моменту удара вертолет перемещался с правым креном и отрицательным углом тангажа. В момент, непосредственно предшествующий удару о воду, КВС интенсивно увеличил общий шаг несущего винта до максимального, но избежать столкновения не смог. В момент удара, из-за резкого торможения пилота и пассажиров выбросило из кабины в образовавшийся пролом. Произошло самовыключение обоих двигателей, под действием инерционных сил оторвалась хвостовая балка, лопасти несущего винта при столкновении с водой разрушились.
Принимая во внимание возрастные психофизиологические особенности КВС (1939 г.р.), отсутствие дублирующего управления вертолетом и второго члена экипажа, возможное развитие утомления в процессе летного дня без перерыва на отдых, загазованность воздуха в кабине вертолета Ми-2, ограничение обзора внекабинного пространства, а также такие факторы, как отсутствие ориентиров, водную поверхность серого цвета, фактические метеоусловия при серой окраске облаков, специфическую константность пространственного восприятия пилота в этих условиях, преобладание навыков пилотирования визуально над навыками пилотирования по приборам, можно предположить, что совокупность всех или нескольких указанных факторов могла оказать негативное влияние на исход полета и вызвать потерю пространственной ориентировки, не осознанную командиром ВС. Задатчик опасной высоты радиовысотомера пилотом не выставлялся (не предусмотрено при полетах по ПАНХ). В связи с этим звуковой и световой сигнализации в процессе снижения КВС не получал.
Материальная часть вертолета до момента АП находилась в исправном состоянии. Метеоусловия (ветер 150° 3 м/с, видимость 3000 м, дымка, облачность 9 баллов слоистая высотой 200 м) соответствовали минимуму КВС и ПВП. Состояние здоровья КВС не оказало влияния на исход полета, алкоголя и карбоксигемоглобина в крови пилота не обнаружено.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: истинную причину катастрофы установить не представилось возможным из-за отсутствия на вертолете средств объективного контроля, регистрирующих параметры полета.
Вероятной причиной катастрофы явился несвоевременный переход КВС с визуального полета на пилотирование по приборам в условиях ограниченной видимости при сочетании следующих факторов:
- взлет в направлении безориентирной водной местности при отсутствии видимости естественного горизонта;
- преобладание у КВС навыков визуального пилотирования над навыками пилотирования по приборам;
- отсутствие второго члена экипажа при выполнении полетов с подбором площадок с воздуха;
- возрастные психофизические особенности КВС и возможное развитие утомления в процессе летного дня.
Совокупность всех или нескольких указанных факторов могли привести к потере пространственной ориентировки, не осознанной КВС.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|