|
|
|
Катастрофа Ми-2 Туркменского УГА в районе Шатлыка |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 05 июля 1990 г.
Время: 16:25
Страна: СССР
Место происшествия: Туркменская ССР, Марыйская область, 42 км юго-западнее а/п Мары
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: СССР-20792
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Туркменское УГА, Чарджоуский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Командир вертолета 5 летного отряда Чарджоуского ОАО Туркменского УГА выполнял аэровизуальные полеты по облету трассы газопровода Шатлыкского линейного производственного управления магистральных газопроводов. После выполнения дневного плана работ и высадки служебных пассажиров на площадке ПАНХ компрессорной станции Шатлык, КВС приступил к перелету к месту базирования в пос. Шатлык. Взлет произведен в 14:15 мск. Набрав высоту 100 м, пилот установил радиосвязь с диспетчером МДП а/п Мары. Приняв условия выхода из зоны МДП и установив указанное диспетчером минимальное приведенное давление 753 мм рт.ст., КВС продолжил полет по курсу следования 30° (курсозадатчик с учетом направления и скорости ветра был установлен на 28°) в сторону пос. Шатлык на высоте 320 м по приведенному давлению. Когда вертолет пролетел по курсу маршрута около 15 км от вертолетной площадки компрессорной станции, что соответствует 8-10 минутам полета со средней скоростью 115 км/ч, на борту ВС начала развиваться аварийная ситуация (по предположению комиссии, ухудшение самочувствия КВС). Скоротечность развития ситуации и дефицит времени не позволили пилоту выйти на связь. КВС перевел вертолет на снижение на подобранную площадку по курсу следования. На высоте 20-30 м КВС потерял работоспособность. Неуправляемый вертолет, но сбалансированный по крену пилотом для производства посадки, производил снижение с разгоном поступательной и вертикальной скоростей. Спланировав около 500 м с высоты 100 м с увеличением вертикальной скорости от 2 до 5 м/с, вертолет приземлился правее 10 м от намеченного для посадки такыра на три точки, с дальнейшим движением по пересеченной барханами местности с большой поступательной скоростью. При ударе о землю деформировалась хвостовая балка с последующим разрушением хвостовой опоры и хвостового винта. Разрушаясь, вертолет продвинулся 14,5 м и взмыл вверх с бархана высотой 1 м. Затем с левым креном он ударился о землю, развернувшись на 270°, упал на склон впереди находящегося бархана высотой 3-4 м, разрушился и сгорел. КВС погиб.
Катастрофа произошла в 14:25 мск в 15 км от компрессорной станции Шатлык (42 км с А=252° от а/п Мары).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-20792 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
26.11.1982 |
Заводской номер ВС |
537904102 |
Наработка ВС (часы) |
4674 |
Наработка ВС (циклы) |
4909 |
Силовая установка |
481672069 371633074 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Аэровизуальный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Туркменское УГА, Чарджоуский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
По заключению медицинской экспертизы, наиболее вероятной причиной потери работоспособности командиром вертолета явилось его отравление угарным газом. При двух разных методах исследования в крови пилота выявлено содержание 24 и 16% карбоксигемоглобина. Исходя из вышеизложенного, на исход полета существенное влияние могло оказать отравление КВС токсичными веществами (окисью углерода и содержавшимися в воздухе пилотской кабины парами аэрозоля смазочного синтетического масла Б-3В) в сочетании с высокой температурой наружного воздуха, что могло привести к ухудшению самочувствия КВС в полете и потере им работоспособности на этапе снижения и посадки. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: истинную причину катастрофы ввиду отсутствия на борту средств объективного контроля установить не представилось возможным. Наиболее вероятной причиной является ухудшение самочувствия КВС и потеря им работоспособности в процессе захода на посадку на подобранную площадку.
Обнаруженная концентрация карбоксигемоглобина в крови КВС могла вызвать снижение работоспособности пилота на этапе захода на посадку, появление ошибочных действий по управлению вертолетом и восприятию окружающей обстановки, что выразилось в увеличении вертикальной скорости снижения вертолета выше допустимых значений, увеличении поступательной скорости и столкновении ВС с поверхностью земли.
Событию способствовали: выполнение полета при высокой температуре наружного воздуха и в условиях безориентирной местности в районе столкновения ВС с землей, что само представляло определенные трудности в визуальной оценке высоты полета.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|