Пилот выполнял аэровизуальные полеты по обслуживанию НГДУ «Арланнефть» ПО «Башнефть». На предполетной подготовке КВС получил метеоконсультацию по району работ: полет в ложбине, облачность кучево-дождевая, слоисто-дождевая 10 баллов высотой 200 м, снег, метель, видимость 3000 м, ветер 170° 6 м/с, порывы 12 м/с. Метеоусловия соответствовали минимуму КВС.
Прогноз погоды по а/д вылета Нефтекамск и 1-3 секторам района работ от 6 до 13 часов предусматривал ухудшение в зарядах ливневого снега до 1000 м, а по а/д Нефтекамск в этот же срок вертикальную видимость 120 м.
После уточнения у заказчика задания по телефону, КВС принял решение о вылете и произвел взлет в 07:58 мск (09:58 местного времени) на посадочную площадку Шушнур (25 км с А=186° от а/д Нефтекамск), куда прибыл в 08:16, взял служебных пассажиров (три человека) и доложил диспетчеру КДП МВЛ а/п Нефтекамск о начале работ в районе Шушнура. Через установленные 30 минут пилот на связь с диспетчером не вышел. В 08:57 поступило сообщение об авиационном происшествии с вертолетом, который организованными поисками был обнаружен разрушенным и сгоревшим в 800 м от н.п. Новый Актанышбаш Краснокамского р-на Башкирской АССР. КВС и три служебных пассажира погибли.
Комиссией установлено, что КВС произвел взлет около 08:23 с целью доставки двух пассажиров на нефтяную скважину №1352 (4,5 км с А=10° от п.п. Шушнур), а с третьим пассажиром должен был произвести облет скважин, расположенных западнее н.п. Новый Актанышбаш. В 08:26 мск вертолет столкнулся с грозозащитным тросом ЛЭП-110 КВ на высоте 23 м и потерпел катастрофу. При ударе о трос разрушились лопасти нижнего несущего винта. Вертолет столкнулся с землей в 150 м от ЛЭП с МК=273°. По показаниям очевидцев, в момент АП шёл снег, была плохая видимость. Момента столкновения с ЛЭП очевидцы не видели.
Из-за отсутствия на борту вертолета средств объективного контроля и отсутствия очевидцев, развитие аварийной ситуации до столкновения вертолета с ЛЭП восстановить не представилось возможным. По заключению комиссии, материальная часть вертолета до столкновения с ЛЭП была исправна.
Предположительно, после взлета и набора рабочей высоты 100 м, командир вертолета взял курс на скважину №1352, но через 2 минуты полета попал в снежный заряд с ограниченной видимостью, исключавшей полет по ПВП. Не набрав безопасной высоты, КВС начал производить разворот для выхода из района плохой погоды. В процессе разворота на высоте ниже безопасной в условиях ограниченной видимости вертолет столкнулся с грозозащитным тросом ЛЭП-110 КВ, потерял управляемость и потерпел катастрофу.
Из-за отсутствия конкретных рекомендаций в Технологии работы экипажа вертолета Ка-26 и контрольной карте обязательных проверок КВС не использовал сигнализатор опасной высоты радиовысотомера РВ-3, что лишило его световой и звуковой сигнализации о нарушении безопасной высоты полета при пилотировании по приборам.
|