|
|
|
Катастрофа Ми-2 Ленинградского УГА в районе Туфаново |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 11 октября 1989 г.
Время: 12:11
Страна: СССР
Место происшествия: Вологодская область, Грязовецкий район, близ н.п. Туфаново
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: СССР-20725
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Ленинградское УГА, Вологодский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял аэровизуальный полет по трассе нефтепровода на участке Волгода - Ростилово - Данилов - Тотьма - Приводино - Вологда. На борту находился служебный пассажир заказчика.
Последний взлет произведен после окончания работ, в 11:49, с площадки нефтепровода, для следования в а/п Вологда через поворотные пункты. В 11:52 экипаж доложил, что следует на высоте 200 м в район железнодорожной станции (пункта обязательного донесения) Паприха и дал расчетное время прибытия в район станции Паприха в 12:08. За 2 минуты до пролета железнодорожной станции, по показаниям бортмеханика, экипаж услышал изменение шума работающих двигателей и по падению оборотов правого двигателя обнаружил его отказ. Бортмеханик дал команду «РУДы вверх». КВС переместил рычаги вверх. Левый двигатель вышел на режим 95-96%. КВС выключил стоп-кран правого двигателя. Через 10-15 секунд на высоте 150 м и при скорости полета 170 км/ч упали обороты левого двигателя. Высота полета не позволяла развернуть вертолет против ветра и поэтому заход на посадку производился с попутно-боковым ветром скоростью 6-12 м/с.
Полет проходил над лесным массивом с высотой деревьев 18-20 м. Поступательная скорость вертолета была погашена перед приземлением до 60 км/ч. До столкновения с деревьями полет выполнялся без крена. На удалении 40-37 м от места столкновения с землей вертолет коснулся верхушек деревьев лопастями хвостового винта. Дальнейшее неуправляемое движение вертолета продолжалось с правым креном, окончательное столкновение вертолета с деревьями с диаметрами стволов 20-40 см произошло с креном 60-70°. В результате лобового удара о деревья передняя часть вертолета разрушилась. Вертолет остановился в лесу на правом борту. Пожара не было. КВС и пассажир погибли, бортмеханик получил травмы средней степени тяжести.
Катастрофа произошла в 12:11 в районе н.п. Туфаново, в 30 км юго-восточнее а/п Вологда.
По заключению ГосНИИ ГА, левый двигатель в момент столкновения с землей не работал, правый двигатель находился на режиме менее малого газа (30% ТК), что не обеспечивало дальнейшее продолжение горизонтального полета.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
1 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-20725 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1982 |
Заводской номер ВС |
527542032 |
Наработка ВС (часы) |
5589 |
Наработка ВС (циклы) |
17241 |
Силовая установка |
481673083 481652039 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Аэровизуальный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Ленинградское УГА, Вологодский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Вологда |
Конечный пункт маршрута |
Вологда |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Особая ситуация в полете возникла вследствие активного внешнего воздействия метеоусловий на работоспособность двигателей ГТД-350. Полет проходил на барометрической высоте 200 м при плюсовой температуре наружного воздуха, вне облачности, поэтому, в соответствии с РЛЭ, противообледенительная система не была включена. Падение оборотов двигателей произошло вследствие попадания вертолета в условия дождя, вызвавшего нарушение газодинамических процессов в двигателях при полной температуре наружного воздуха +1,4°С и несрабатывании исправной сигнализации обледенения РИО-3. В этих условиях капли переохлажденного дождя при прохождении через входные направляющие аппараты (ВНА) двигателей значительно увеличивали скорость движения воздуха при значительном падении температуры проходящего воздуха (температура уменьшается на 20-25°), что и вызвало обледенение стоек направляющих аппаратов двигателей. Вследствие этого, обледеневшие стойки ВНА вызвали снижение секундного расхода, проходящего через ВНА, и ухудшили газодинамическую устойчивость двигателей. Сигнализатор обледенения на двигателях ГТД-350 работает неустойчиво и ненадежно вследствие того, что конструктивно он расположен в воздухозаборнике вентилятора, находится в потоке воздуха с меньшими скоростями и более высокими температурами. В результате этого возникает момент неконтролируемого экипажем обледенения ВНА двигателей, что приводит к неустойчивой работе двигателей и самовыключению исправных двигателей в полете.
В тот же день аналогичные ситуации в этом же районе произошли с вертолетами Ми-2 №20976 и №23345, закончившиеся вынужденными посадками.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной АП явился полный отказ левого двигателя и частичный отказ правого двигателя.
Наиболее вероятной причиной отказа двигателей является обледенение стоек ВНА при попадании в условия ливневых осадков в виде дождя и снега, что привело к нарушению газодинамической устойчивости двигателей ГТД-350.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|