Экипаж вертолета выполнял облет нефтяных месторождений по заявке ОАО «РИТЭК». Вылетев с посадочной площадки «Полигон «СКОЛ» г. Сургут и произведя на маршруте посадку на подобранную с воздуха площадку в районе месторождения Куст №1 Средне-Назымского ЛУ, где на борт было принято 3 пассажира заказчика, вертолет приземлился на подобранную с воздуха площадку в районе установки подготовки нефти (УПН) Гальяновского месторождения. Через 2 минуты, в 12:15 местного времени, после высадки 1 пассажира экипаж произвел взлет на разведовательную скважину Р-41 Гальяновского ЛУ, находящуюся в 39 км от места взлета. Решение на вылет было принято КВС по летному прогнозу погоды по маршруту (4000/200). Полет выполнялся в зонах ЦПИ «Север» и ЦПП «Ханты-Мансийск», которым в 10:51 поступил корректив GAMET по площадям Ханты – Мансийска на ухудшение метеоусловий с 06:00 до 09:00 UTC (видимость 4000/200, местами над реками 1000/120). ФАП-128 для полетов вертолетов по ПВП установлен минимум видимости 1000 м.
Полет проходил на истинных высотах 50-70м, что было ниже установленной ФАП-128 высоты полетов по ПВП не менее 100 м над поверхностью земли. В процессе полета экипаж встретил ухудшение видимости и, наиболее вероятно, стал снижаться с целью сохранения визуального контакта с земными ориентирами. Пересекая пойму реки Охлым, вертолет оказался в условиях, исключающих полет по ПВП (по показаниям очевидцев, в пойме был туман с видимостью 100-200 м, а над рекой видимость в тумане не превышала 20 м). Очевидцы слышали звук пролетающего вертолета, но его не было видно из-за тумана. Затем они услышали звук удара, звук полета вертолета пропал.
Комиссия пришла к заключению, что, попав в полете в условия, исключающие полет по ПВП, КВС не принял решение о возврате, полете на запасной аэродром или о переходе на ППП (подготовки для полетов по ППП на данном типе у него не было). Наиболее вероятно, что после пересечения береговой черты реки Охлым, при выходе на заснеженную акваторию поймы, КВС попал в условия сочетания ограниченной видимости (туман) и «белизны» подстилающей поверхности, характеризующиеся отсутствием контрастности, видимости естественного горизонта и удаленных ориентиров. Это привело к потере КВС пространственной ориентировки. В неконтролируемом снижении вертолет столкнулся с замерзшей, заснеженной поверхностью поймы реки Охлым. 2 члена экипажа и 2 пассажира погибли. Вертолет полностью разрушился, пожара не было. Катастрофа произошла через 13 минут после взлета, в 12:28 местного времени
Вылетевший в 14:30 на поиски экипаж Ми-8Т при подлете к н.п. Кедровый встретил сплошную облачность с верхней границей 250 - 300м, нижняя не определилась. Земные ориентиры и искусственные препятствия не просматривались. КВС принял решение на возврат в аэропорт Ханты – Мансийск.
|