Пилот выполнял полет по перевозке пассажиров с вертодрома «Пурга» (п.п. Излучина, на территории аэропорта Авачинский) по маршруту п.п. Излучина - гора Кедровая (п.п Кедровая) – влк. Дзензур (п.п Дзензур) – п.п Излучина с целью доставки грузов и егеря на кордон. После загрузки вертолета на п.п. Излучина инженер, и.о. директора фирмы «Пурга», принял решение лететь с ними и занял место на правом кресле в кабине пилотов, где ручка управления вертолетом была демонтирована. Второй пассажир (егерь) размещался в грузопассажирской кабине рядом со входной дверью.
После доклада пилота о взлете диспетчер круга разрешил ему занятие высоты 550 м по давлению 755 мм рт.ст. Находившийся на правом сиденье инженер не был пристёгнут ремнями безопасности и в процессе набора часто менял положение тела. После набора высоты 200 метров инженер развернулся влево между сидениями. Что он там делал, КВС не видел.
Через некоторое время, во время пролета над г. Елизово, в наборе высоты произошло выключение обоих двигателей вертолета. Инженер закричал: «Краны», наиболее вероятно, указывая на закрытие пожарных кранов, расположенных на полу пилотской кабины между левым и правым сиденьями и закрывающихся путем вытягивания их рукояток вверх.
По результатам проведённого эксперимента на вертолёте-аналоге комиссия пришла к заключению, что выключение двигателей вертолёта, наиболее вероятно, произошло по причине закрытия пожарных кранов в результате воздействия на них шнура радиогарнитуры пассажира, находившегося на правом кресле в кабине вертолёта.
Конструктивные особенности размещения шнура радиогарнитуры и его трассировка не исключают попадание под рукоятки кранов провисающей части шнура, при натяжении которого возможно перемещение рукояток вверх, что приводит к закрытию пожарных кранов и выключению двигателей вертолёта. Разработчиком вертолета защита рукояток от попадания под них посторонних предметов, что может привести к непреднамеренному закрытию кранов. Некоторые эксплуатанты вертолетов Ми-2 самостоятельно принимают меры к защите рукояток кранов, устанавливая накладки.
По показаниям КВС, он перехватил ручку циклического шага несущего винта в левую руку, правой рукой вернул левый пожарный кран (находящийся ближе к креслу КВС) в рабочее положение. Работа двигателя не восстановилась, что, на основании натурного эксперимента, предполагает нахождение пожарного крана в закрытом положении более 5 сек.
Оценив возникшую ситуацию, КВС понял, что времени для запуска двигателей не хватит, и сосредоточился на выборе площадки для аварийной посадки вертолёта.
В процессе снижения на расположенную левее от направления полета свободную асфальтированную площадку перед физкультурно-оздоровительным комплексом на северной окраине г. Елизово (примерно 3,9 км севернее места взлета), окруженную искусственными препятствиями (столбами освещения, забором, зданиями), КВС, избегая столкновения с препятствиями, упустил контроль за поступательной скоростью и допустил падение оборотов несущего винта. Это привело к резкому уменьшению поступательной скорости на высоте 50-70 м, увеличению вертикальной скорости снижения и грубому приземлению вертолета на подобранную площадку.
В результате удара вертолет накренился на правый борт, фюзеляж вертолета деформировался, кабина пилотов разрушилась. Продвинувшись 25 м, вертолет столкнулся с земляным бруствером у края площадки, имеющим бетонный бордюр в нижней части. Пилот и один пассажир (егерь) получили тяжелые травмы. Занимавший в полете правое кресло пассажир погиб. Разлив топлива ликвидирован. Пожара не было. Катастрофа произошла в 09:44 местного времени.
|