|
|
|
Столкновение двух Ил-14 над Киевом |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 17 августа 1957 г.
Время: 20:02
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Киев
Тип ВС: Ил-14Г
Регистрация ВС: СССР Л1360
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское территориальное управление ГВФ, 86 ОАО
материалы расследования
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж Ил-14М №Л-2071 завершал грузовой полет по перевозке багажа китайских спортсменов. В 19:45 самолет на высоте 900 м вошел в район аэропорта Жуляны. Экипаж сообщил на КДП о своем местонахождении и получил от диспетчера Зайцева условия полета в коридоре и подхода к аэродрому на высоте малого круга. Непосредственно после входа в район аэропорта экипаж запросил КДП, работает ли система посадки. Последняя связь этого борта была с экипажем самолета №Л-1742, по просьбе которого экипаж проинформировал их о погоде по маршруту на Одессу. По заявлению командира корабля №Л-1666, взлетевшего в 20:02, связь между экипажами бортов №2071 и №1742 происходила непосредственно перед его взлетом и продолжалась 2-3 минуты. Другой связи экипаж не вел. В 19:45 произвел взлет самолет Ил-14Г №Л-1360 и выполнил полет по кругу. После посадки и пробега он зарулил по ВПП для повторного взлета и произвел второй взлет. Время посадки и второго взлета на СКП не зафиксировано (по расчетам – примерно в 19:54). Задания на второй полет экипажа самолета №1360 служба движения аэропорта не знала. На основании анализа времени полета, свидетельских показаний и расположения частей самолетов, можно считать, что борт №1360 выполнял полет по СП-50 или же по большому растянутому прямоугольному маршруту. Самолет №2071, подходя к району ДПРС, начал выполнять левый разворот для выхода в створ ВПП и столкнулся с самолетом №1360, идущим по прямой на посадку. Столкновение произошло на высоте 250-300 м в 20:02. Самолет №2071 догнал борт №1360. Заметив его в последний момент прямо под собой, экипаж правым разворотом попытался уйти от столкновения, но винт правого двигателя борта №2071 ударил по правой плоскости крыла борта №1360. Произошел взрыв топливного бака и правая плоскость борта №1360 оторвалась. После этого самолет №2071 взорвался и, свалившись на правое крыло, упал первым в 300 м от ДПРС с азимутом 70°. В результате его падения сгорели два дома. Оторванная правая плоскость борта №1360 упала в 70 м восточнее места падения борта №2071 на сарай и сгорела вместе с ним. В 100 м правее сарая (над местом столкновения в воздухе) обнаружены бензобак, две створки шасси и часть лопасти винта. В процессе падения правый двигатель борта №2071 оторвался от крыла, ударил в фюзеляж и отрубил от него кабину экипажа. Кабина упала в нескольких метрах от здания школы, расположенного в 120 м от ДПРС с азимутом 50°. Двигатель упал на землю с противоположной стороны здания школы. Самолет №1360 еще несколько секунд пролетел по направлению полета, горя, но затем с правым креном он перешел в пикирование и упал на дома в 60 м севернее школы. Часть многоквартирного дома №27 по ул. Совская была разрушена и сгорела. Также сгорели соседний частный дом и сарай. Все члены экипажей обоих самолетов и 6 человек на земле погибли. 11 человек на земле были тяжело ранены и 12 легко ранены. Место катастрофы расположено в 4,5 км от ВПП с МКпос=262°. Отдельные части самолетов разбросаны в радиусе 250 м. Фактическая погода за 19:55 – облачность 10/1 баллов, кучево-дождевая высотой 1 500 м средняя и верхняя, видимость 10 км, ветер юго-западный 3 м/с, t=21°С.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
6 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-14Г |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР Л1360 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
май 1957 |
Заводской номер ВС |
147001432 |
Наработка ВС (часы) |
157 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б27151628 Б27251691 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское территориальное управление ГВФ, 86 ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Киев (Жуляны) |
Пункт назначения |
Киев (Жуляны) |
Начальный пункт маршрута |
Киев (Жуляны) |
Конечный пункт маршрута |
Киев (Жуляны) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
1) Полное отсутствие осмотрительности в полете со стороны обоих экипажей.
2) Преступно-халатное отношение со стороны дежурного по полетам к своим служебным обязанностям. Он не вел наблюдение за полетом самолета №1360, а также не следил за самолетом №2071, о котором ему было известно, что он вошел в зону аэропорта.
3) Диспетчер КДП, зная о расчетном времени вхождения самолета №2071 в большой круг, не установил с этим самолетом связи после того, как его расчетное время истекло. В процессе всего полета борта №2071 от момента входа в зону АДС до столкновения (17 минут) он ни разу не уточнил местонахождение этого самолета.
Способствующие факторы:
1) Отсутствие четкого порядка в службе движения аэропорта Киев.
2) Нарушение со стороны летной службы 86 авиаотряда – в состав экипажа самолета №1360 не был включен бортрадист (целью его тренировочного полета был ввод в строй командира корабля).
3) Допуск обоих командиров экипажей к самостоятельной работе производился с грубыми нарушениями. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Фото мемориала предоставлено сыном КВС Сандлера Л.М., установившим его на месте захоронения экипажей в 2007 г. |
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|