Экипаж 354 летного отряда Новокузнецкого ОАО выполнял санзадание по маршруту Таштагол - Ортон - Междуреченск - Таштагол. После доставки в Междуреченск больного с сопровождающим медработником (фельдшером санавиации), выполнялся полет из Междуреченска в Таштагол с целью доставки медработника в аэропорт вылета.
Подготовка экипажа перед вылетом из а/п Таштагол производилась в соответствии с п. 10.9.5 НПП ГА-85 по кратчайшему маршруту, по согласованию с органами УВД. Штурманский расчет при этом не проводился. Перед посадкой в а/п Междуреченск командир вертолета запросил прогноз погоды для полета по МВЛ II категории до Таштагола.
Прогноз погоды по трассе МВЛ с 8 до 14 часов предусматривал: ложбина, видимость 5000 м, дождь, облачность 8 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 1600 м, на участке Солтон - Междуреченск видимость 3000 м, дождь, облачность 4 балла разорванно-дождевая высотой 180 м, 10 баллов кучево-дождевая высотой 600 м. Прогноз по ветру: на высоте 1000 м - 230°, 60 км/ч, на высоте 1500 м - 230°, 70 км/ч.
Фактическая погода а/п Таштагол за 08:20 - видимость 10 км, облачность 5 баллов слоисто-кучевая высотой 1300 м, 3 балла средняя.
Фактическая погода в аэропорту назначения и поступивший прогноз погоды соответствовали установленному минимуму и не препятствовали выполнению полета.
После посадки в Междуреченске экипаж приступил к предполетной подготовке по выбранному маршруту, которая была сведена к заправке вертолета топливом и получению прогноза погоды. В нарушение п 3.6.6 и 3.6.8 НПП ГА-85 предварительный расчет полета по МВЛ не проводился.
Взлет в а/п Междуреченск произведен в 08:37 мск. До поворотного пункта трассы МВЛ Куздееево полет выполнялся в пределах ширины МВЛ, без отклонений, на высоте 700 м по минимальному приведенному давлению.
В 09:07 КВС доложил пролет поворотного пункта: «Куздеево 700, занимаю 1300 на Таштагол», что соответствовало безопасной высоте этого участка маршрута. Получив разрешение диспетчера МДП а/п Новокузнецк на занятие безопасной высоты, КВС в течение 6 минут продолжал следовать на высоте 700 м, при этом через 4 минуты (в 09:11) дезинформировал диспетчера докладом о занятии высоты 1100 м, что на начальном участке маршрута до Темиртау соответствовало бы полету на высоте не ниже истинной безопасной высоты.
По данным метеостанции Куздеево облачность над этим населенным пунктом к моменту пролета вертолета была 10 баллов кучево-дождевая высотой 800-850 м от уровня моря, что не позволяло командиру вертолета приступить к набору заданной высоты.
К набору высоты КВС приступил только в 09:13, то есть спустя 6 минут после доклада диспетчеру. Это свидетельствует о том, что на участке маршрута Куздеево - Таштагол пилот выполнял полет под облачностью, не позволявшей ему занять безопасную высоту, и в течение 6 минут принимал решение на продолжение полета. Можно предположить, что, зная погоду а/п Таштагол, которая позволяла экипажу в районе аэродрома выйти на визуальный полет (высота облачности 1500-1600 м по минимальному приведенному давлению), КВС принял решение на продолжение полета в облаках, чем грубо нарушил требования п.5.3.11 НПП ГА-85.
К набору высоты экипаж приступил перед Темиртау, в районе повышения рельефа местности. Выполняя полет в облачности, вне видимости земных ориентиров, пилот о пролете Темиртау доложил вымышлено, когда вертолет находился на удалении 14 км от него. Не имея возможности вести визуальную ориентировку, пилот дезинформировал диспетчера и выход из зоны МДП Новокузнецка доложил преждевременно.
Набор высоты производился ступенчато, с выдерживанием истинной безопасной высоты 300 м. Безопасную высоту 1300 м экипаж занял в 09:20. Однако информацию о занятии высоты 1300 м КВС передал в 09:17, когда вертолет находился в горизонтальном полете на высоте 1100 м.
Не произведя предварительного расчета полета по прогнозируемому ветру, КВС выполнял полет без учета угла сноса, с МК=140°, равным ЗМПУ. Вертолет под воздействием бокового ветра силой 60-70 км/ч уклонился от линии заданного пути на 21 км влево (угол сноса составлял 25°). За 3 минуты до авиационного происшествия КВС вышел на связь с диспетчером а/п Таштагол, вход в зону доложил по расчетному времени, не зная своего фактического местонахождения.
В 09:30 в горизонтальном полете в сложных метеоусловиях на высоте 1300 м по минимальному приведенному давлению, с уклонением от оси МВЛ на 21 км, вертолет столкнулся с северным склоном горы Пустаг (отметка 1570 м) на удалении 28 км с А=16° от а/п Таштагол. Столкновение со склоном (каменная россыпь с редкими деревьями и глубоким снежным покровом) произошло на высоте 1290 м над уровнем моря, с МК=140°, равным ЗМПУ. Радиокомпас был настроен на ОПРС а/п Таштагол. Отворотов до момента столкновения с горой не производилось, что свидетельствует о выполнении полета вне видимости земли. В результате удара вертолет полностью разрушился. КВС, бортмеханик и фельдшер погибли. Разброс обломков составил 70 м. Пожара не было.
Фактическая погода на месте АП: облачность 7-10 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 900-1100 м над уровнем моря, дождь, видимость 5-10 км, горы частично закрыты облачностью, в облаках возможно слабое обледенение.
Место катастрофы обнаружено 25 апреля в 09:41 мск.
|