|
|
|
Катастрофа Як-12М Северо-Кавказского терр. управления ГВФ в районе Красноармейского |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 01 июня 1964 г.
Время: 15:45
Страна: СССР
Место происшествия: Ростовская область, Пролетарский район, совхоз "Красноармейский"
Тип ВС: Як-12М
Регистрация ВС: СССР-22316
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, Шахтинский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 232 летного отряда Шахтинского ОАО СКТУ ГВФ выполнял АХР по опрыскиванию горчицы в совхозе «Красноармейский» Пролетарского района Ростовской области. После начала работ утром пилот выполнил 8 полетов, затем прекратил полеты из-за усиления ветра.
В 13:00 с целью определения возможности продолжения полетов при скорости ветра, превышающей установленную норму для этого вида работ, пилот совместно с агрономом непосредственно на участке проверили эффект опрыскивания. Эффект был положительным. После этого пилот принял решение продолжить полеты при наличии ветра со скоростью до 10 м/с.
Полеты были продолжены в 14:40. На 4-м полете после перерыва, после выброса химжидкости и окончания гона пилот, набрав высоту 25-30 м, стал производить левый разворот для выхода на очередной гон так называемым «обратным стандартным разворотом», что непредусмотрено Руководством по АХР. В процессе разворота пилот допустил крен более 45°. Увеличение крена было вызвано стремлением пилота выйти в створ сигнальщиков на очередной гон. Увеличению крена в момент разворота также способствовала большая скорость ветра у земли до 10 м/с с направлением составляющей перпендикулярно продольной оси самолета с внешней стороны разворота.
Самолет после разворота на 150°, находясь в левом крене, начал резко снижаться. Пытаясь вывести самолет из создавшегося положения, пилот взял триммер полностью на себя, что еще больше способствовало выходу самолета на большие углы атаки и потере скорости. При дальнейшем снижении самолет зацепился левой плоскостью за землю и при продвижении по земле начал разрушаться и загорелся. Самолет полностью разрушен и сгорел. Пилот погиб. Катастрофа произошла в 15:45 в районе пос. Красноармейский (25 км южнее пос. Зимовники).
Фактическая погода за 16:00 по данным Зимовецкой метеостанции - облачность 9 баллов, верхняя, видимость 20 км, ветер 160° 10 м/с, температура +30°С.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-12М |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-22316 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
20.10.1958 |
Заводской номер ВС |
138485 |
Наработка ВС (часы) |
2874 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
33139 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, Шахтинский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной катастрофы явилась ошибка пилота, допустившего выполнение разворота с креном более 45° на высоте 25-30 м, что привело к потере скорости и высоты.
Главной причиной катастрофы явилось выполнение левого разворота для выхода на очередной гон так называемым «обратным стандартным разворотом», не предусмотренным Руководством по АХР, на малой высоте и с креном, превышающим допустимый, что привело к потере самолетом скорости и высоты и столкновению с землей.
Сопутствующие причины:
1) Нарушение командованием руководящих документов при вводе в строй, выразившееся в допуске пилота к АХР без предварительного предоставления ему самостоятельного налета с грузом;
2) Нарушение пилотом порядка выполнения АХР, выразившееся в самовольном выполнении полетов по опрыскиванию без предварительной тренировки к этому виду работ, выполнении полетов на высоте ниже установленной и при скорости ветра свыше нормы;
3) Слабый контроль со стороны командования отряда за работой экипажей на оперативных точках.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|